Возникли трудности по заключению договоров и сопровождению сделок?

Не редко в гражданско-правовых отношениях одной из сторон договора выступает государственный или муниципальный орган, как и любой другой субъект права, они вступают в сделки для удовлетворения своих нужд. Специально для сделок с такими субъектами законодатель закрепляет такие понятия как государственный контракт и муниципальный контракт.

Происхождение понятий контракт и договор

Что касается происхождения, слово контракт (лат. contractus – сделка) появился в Римском частном праве после создания Закона XII таблиц. Он был письменным соглашением нескольких сторон, закрепляющим их обязательства. Интересно, что особое внимание при заключении контрактов уделялось не их внешней форме, а ритуалу их заключения.

Договор – это исконно русское понятие, обозначавшее скорее устные договоренности между несколькими сторонами. В настоящее время договор может быть заключен и устно и письменно.

Что говорит закон?

Положения 44-ФЗ «О контрактной системе…» об обеспечении исполнения контракта не применяются в 3 случаях (ч. 8 ст. 96):

  1. контракт заключается с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением —т.е. государственное или муниципальное казенное учреждение является Исполнителем Контракта;
  2. в результате осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
  3. в случаях заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями Контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.

Случаи понуждения к заключению договора

Принудить лицо к заключению договора можно в следующих случаях:

  1. Когда договор является публичным. Публичный договор должен быть заключён между лицами, так как на его основании, продаются товары, выполняются работы, оказываются услуги, например, договор бытового подряда, купли-продажи, договор обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств. Заключение данного вида договора относится как к физическим, так и к юридическим лицам.
  2. Выигранный аукцион либо торги на электронной площадке. Этот случай предусматривается самим законодательством для государственных и муниципальных организаций. Если сторона, для которой заключение государственного и муниципального контракта является обязательным условием, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием принудить сторону заключить данный контракт. Подробнее, как выиграть торги по ссылке.
  3. Предварительный договор. Стороны подписали соглашение о заключении договора в будущем, например, стороны договорились, что в будущем одной из сторон будет передан определенный товар, а другая сторона должна будет его получить в определенный срок. Также Вам будет полезна статья, как составить предварительный договор на нашем сайте.
  4. Между сторонами был заключен рамочный договор. В рамочном договоре оговариваются не все условия, и он предполагает дальнейшее заключение отдельных видов договоров.
  5. Реальный договор. Например, вид договора, который считается заключенным с момента передачи имущества, то есть имущество фактически уже передано.
  6. Договор оферты. Оферта становится обязательной с момента её получения адресатом. При этом оферта считается согласованной с момента согласия (акцепта) стороны. Ответ стороной на согласие заключить договор оферты, считается акцептом.

   В случаях, когда лицо уклоняется от заключения договора сторона вправе требовать убытков, которые она понесла (например, когда сторона внесла задаток по предварительному договору) либо обратиться в суд.

Государственные и муниципальные контракты по закупкам: основные отличия

Перед тем как начать разбираться в отличиях государственного и муниципального контракта по закупкам товаров, работ и услуг, стоит упомянуть то, что закупки государственных и муниципальных органов в Российской Федерации регулируются одними и теми же Федеральным законом №44 «О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Однако, несмотря на это, между двумя этими разновидностями контракта существует разница. Она заключается лишь в том, что уровень бюджета, из которого поставщик будет получать деньги за оказанные услуги, является различным. Например, на уровне государства в целом или же на уровне определенного субъекта российской Федерации или на уровне муниципального учреждения действующего в том или ином субъекте РФ.

Так, 10 статья Бюджетного кодекса РФ определяет всего три уровня бюджетной системы нашей страны:

  • Федеральный бюджет, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов России;
  • Бюджеты различных субъектов Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • Местные бюджеты, бюджеты муниципальных районов, городских округов, а также бюджеты с внутренним делением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Согласно данному делению получается так, что муниципальное учреждение должно самостоятельно формировать свой бюджет и утверждать его. Именно из таких бюджетов и производятся расходные обязательства в пользу исполнителей муниципальных контрактов.

Поэтому разница между муниципальным и государственным контрактами заключается лишь в том, из какого уровня бюджета будут поступать денежные средства. Для большинства исполнителей по таким контрактам, эта разница совсем не имеет значения.

Что относится к существенным условиям контракта по 44-ФЗ?

Если обратиться к 44-ФЗ, то в нем отсутствует четкое указание на то, какие условия контракта могут считаться существенными. Эта информация содержится лишь в Гражданском кодексе РФ.

Согласно ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом существенными условиями контракта (сокращенно СУК) являются такие условия, без которых документ считается недействительным, а также в отношении которых должно быть достигнуто соглашение.

Читайте также:  Номинальный директор — кто это и что ему грозит?

Что можно отнести к таким условиям?

Это:

  1. Цена;
  2. Срок действия контракта;
  3. Срок выполнения обязательств;
  4. Предмет контракта (наименование товаров, работ или услуг);
  5. Количество товара, объем работ (услуг);
  6. Порядок и сроки оплаты;
  7. Ответственность поставщика и Заказчика (размер штрафных санкций);
  8. Иные требования, имеющие существенное значение в контексте заключенного договора.

В ч.1 44-ФЗ сказано, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением (приглашением принять участие в закупке), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки. Соответственно, условия указанные во всех этих документах также относятся к СУК.

Также в п.2 письма МЭР № Д28и-2286 от года по поводу СУК сказано следующее:

“Закон № 44-ФЗ не раскрывает содержание понятия “существенные условия контракта”. Вместе с тем в статье 34 Закона № 44-ФЗ определены обязательные условия исполнения контракта.

Учитывая, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ, контракт, заключенный в рамках Закона № 44-ФЗ, должен содержать обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Закона № 44-ФЗ, и соответствовать требованиям, установленным ГК РФ в зависимости от предмета контракта.”

Для того, чтобы в дальнейшем избежать спорных ситуаций с поставщиками некоторые Заказчики прямо прописывают в договоре, какие условия являются существенными и не подлежат изменению.

Порядок заключения контракта

Нормы ГК РФ регламентируют порядок заключения, содержание, изменения контракта (ст. 527, 528, 765-767). Заказ размещается государственным или муниципальным заказчиком, и на его основе заключается контракт. Если контракт заключается по результатам торгов, то это должно произойти не позднее 20 дней со дня проведения торгов. Подрядчику направляется проект контракта, он в течение месяца изучает и подписывает его, возвращает один экземпляр заказчику. Заказчик при размещении заказа должен заключить контракт в обязательном порядке, если другие условия не предусмотрены законодательно.

Порядок заключения контрактов

Законодатель дает заказчику право выбора контрагента и тем самым заключения как государственного контракта так и муниципального контракта с тем поставщиком или исполнителем, который максимально отвечает заявленным требованиям. Заказчик может выбрать поставщика, подрядчика или исполнителя, одним из конкурентных способов, или обратиться с предложением заключить контракт к отдельно взятому лицу.

К конкурентным способам, в соответствии с ФЗ-44 относятся различные виды конкурсов, в том числе открытые, закрытые  конкурсы с ограниченным участием, различные виды аукционов, такие как аукцион в электронной форме или закрытый аукцион, а так же запрос котировок и предложений. Эти способы позволяют широкому кругу поставщиков принять участие в борьбе за контракт. Этот способ основан на принципе свободной конкуренции, где победу одерживает компания, предложившая максимально выгодные для заказчика условия. В результате проведения таких конкурсов и аукционов выявляется победитель с которым организатор конкурса заключает государственный контракт или муниципальный контракт (в зависимости от того кто является заказчиком). Такой способ выбора контрагента максимально соответствует принципу свободы и равенства всех участников рынка.

Читайте также:  В какой форме составляется объяснительная: правила написания

В некоторых случаях, в целях обеспечения некоторых интересов государства или региона, проведение конкурсов и аукционов либо невозможно, либо не соответствует интересам государства. Перечень таких случаев приведен в ст. 93 ФЗ-44, к ним относятся вопросы, связанные с деятельностью естественных монополий, решением оборонных вопросов государства, а так же с развитием культуры государства и регионов и сохранения культурного наследия государства. В этих вопросах государственные и муниципальные заказчики на момент заключения контракта четко представляют какой поставщик или исполнитель лучшим образом выполнит поставленную задачу.

Искать решение самому или доверить работу юристу?

Лучше доверьте работу по заключению договоров и сопровождению сделок юристу или адвокату. Поверьте, он знает тонкости и нюансы, которые помогут Вам не только сохранить время, но избежать критических ошибок. А найти опытных юристов из любого города России Вы сможете на ЮрПроводнике.

Быстро решить проблему

Оставьте описание проблемы и юристы дадут совет и сделают наилучшее предложение

Найти юриста

Поиск по опытным юристам и адвокатам недалеко от Вас

Сравнить цены

Работайте с опытными юристами по фиксированным ценам

Государственные контракты и муниципальные контракты являются наиболее сложными объектами гражданско-правового регулирования. Это обусловлено тем, что с одной стороны выступает специфический субъект, который действует в интересах всего государства или региона.

Размещение проекта контракта

В течение 5 дней с даты публикации протокола госзаказчик должен разместить в системе и на электронной площадке неподписанный проект контракта (ч. 2 ст. 83.2 закона о закупках).

Подробно об электронных площадках и порядке аккредитации на них, рассказываем в нашей статье «Как пройти аккредитацию на торговой площадке».

Причем проект изначально всегда включен в конкурсную документацию (ч. 2 ст. 50 закона о закупках), и участники торгов могут ознакомиться с его содержанием заранее. После же завершения торгов проект размещается с внесенными в него конкретными данными:

  • о поставщике (победителе торгов);
  • товаре или услуге (точные характеристики);
  • цене.

Статья ГК РФ. Государственный или муниципальный контракт на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд

По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее — государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.