Возможность изменения срока действия контракта

Продление сроков контракта по 44-ФЗ — это изменение даты его исполнения по соглашению сторон, которое подписано и заказчиком, и поставщиком. Отдельные правила действуют на время коронавируса.

Казначейское сопровождение госконтрактов в году

Новые правила казначейского сопровождения на 2020 год

Законодатели готовят Постановление Правительства с целью утверждения обновленных правил сопровождения Казначейства. В 2020 году ФК планирует сопровождать различные операции с целевыми средствами, выделенными на ведение деятельности государственных и муниципальных учреждений и реализацию национальных проектов. Среди них:

Средства, выделенные на заключение госконтрактов на экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и услуги по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами, не проходят через казначейское сопровождение.

Казначейство сопровождает все крупные контракты заказчика, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета. По закону, информация о банковском и(или) казначейском сопровождении контракта включается в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленные по правилам 44-ФЗ.

Позиция судов по вопросу продления сроков исполнения строительных контрактов до июля года

Cрок выполнения работ по строительным контрактам относится к его существенным условиям (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от N Ф01-6000/2018 по делу N А43-47494/2017, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от N Ф02-4244/2018 по делу N А19-26602/2017, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от N Ф03-1913/2017 по делу N А51-27397/2016). До июля 2019 года часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе содержала строго ограниченный перечень случаев, когда допускается изменение существенных условий контракта. И изменение сроков проведения работ по контракту не допускалось.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа указал, что временная невозможность исполнения обязательств подрядчиком не является основанием для изменения существенного условия контракта о сроках выполнения работ (Постановление от N Ф01-6000/2018 по делу N А43-47494/2017).

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признал недействительным дополнительное соглашение к государственному контракту о продлении сроков выполнения работ, посчитав внесение подобных изменений ограничивающим конкуренцию между участниками государственных закупок, что, в свою очередь, могло повлиять на цену контракта (Постановление от N Ф02-4244/2018 по делу N А19-26602/2017). В этом же округе суд не посчитал достаточными основаниями для продлении срока исполнения обязательств по контракту следующие обстоятельства: нарушение сроков предоставления рабочей документации, расхождение в характеристиках используемого материала, указанных в контракте и рабочей документации, обнаружение в процессе исполнения обязательств по контракту необходимости в проведении дополнительных работ, не указанных в рабочей документации, произошедшую аварию, без ликвидации последствий которой не представлялось возможным продолжить работы по контракту (Постановление от N Ф02-3487/2018 по делу N А33-27819/2017).

Ни последствия тайфуна, ни внесение изменений в проектно-сметную документацию не стали убедительными доводами для Арбитражного суда Дальневосточного округа при решении вопроса о продлении сроков исполнения обязательств по государственному контракту. Судом было отмечено, что временная невозможность выполнения работ в связи с прошедшим в 2015 году тайфуном, увеличение объема работ, необходимость корректировки рабочей документации, которые не относятся к случаям, предусмотренным пунктом 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, существенными обстоятельствами для изменения сроков выполнения работ не являются (Постановление от N Ф03-1913/2017 по делу N А51-27397/2016).

Комментарий к ст. ГК РФ

1. В соответствии с п. 1 коммент. ст. подрядные работы для государственных или муниципальных нужд могут рассматриваться как специальные разновидности строительного подряда и подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, особое правовое регулирование которых обусловлено несколькими обстоятельствами.

Во-первых, указанные работы выполняются с определенной целью — для удовлетворения государственных или муниципальных нужд. Определение государственных и муниципальных нужд дано в ч. 1 и 2 ст. 3 Закона о размещении заказов (подробнее о понятии государственных и муниципальных нужд см. коммент. к ст. 525 ГК).

В свою очередь, удовлетворение государственных или муниципальных нужд как цель рассматриваемой разновидности подрядных работ определяет особенности субъектного состава соответствующего правоотношения (см. коммент. к ст. 764 ГК), а также особое регулирование порядка оплаты работ с использованием бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Указанные особенности обусловливают необходимость использования в регулировании соответствующих отношений специальной разновидности гражданско-правового договора — государственного или муниципального контракта. Согласно ч. 1 ст. 9 Закона о размещении заказов под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд (см. коммент. к ст. 525 ГК).

2. Согласно буквальному толкованию положений п. 1 коммент. ст. нормы § 5 гл. 37 ГК регулируют только выполнение работ, относящихся к строительному подряду и подряду на выполнение проектных и изыскательских работ, предназначенных для удовлетворения государственных и муниципальных нужд. Таким образом, можно сделать вывод о том, что положения соответствующего параграфа не применяются к регулированию иных видов подрядных работ, предназначенных для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, но не поименованных в п. 1 коммент. ст. (например, пошив форменной одежды для военнослужащих). При этом положения Закона о размещении заказов применяются ко всем видам подрядных работ, предназначенных для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.

Читайте также:  Средства по уходу за кожей лица – лучшие марки косметики!

В соответствии с п. 1 коммент. ст. предназначенные для удовлетворения государственных и муниципальных нужд работы, относящиеся к строительному подряду и подряду на выполнение проектных и изыскательских работ, осуществляются на основе государственного (муниципального) контракта на выполнение работ для государственных (муниципальных) нужд. Однако в соответствии с нормами ст. 5 и п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов в случае размещения заказов на выполнение работ на сумму, не превышающую предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, по итогам размещения соответствующего заказа может быть заключен как государственный (муниципальный) контракт, так и иной гражданско-правовой договор. Представляется, что в силу п. 2 ст. 3 ГК и ч. 1 ст. 2 Закона о размещении заказов приоритетное значение в регулировании данного вопроса должно оставаться за нормами ГК. Следовательно, указанные в п. 1 ст. 763 разновидности подрядных работ должны осуществляться исключительно на основе государственного (муниципального) контракта независимо от стоимости работ, при этом стоимость работ может иметь значение для выбора способа размещения заказа с учетом положений ст. 55 Закона о размещении заказов.

3. В соответствии с п. 2 коммент. ст. государственный (муниципальный) заказчик обязуется оплатить или обеспечить оплату выполненных работ. Обязанность государственного (муниципального) заказчика по обеспечению оплаты выполненных работ состоит прежде всего в согласовании и соблюдении порядка финансирования государственного (муниципального) контракта в соответствии с нормами бюджетного законодательства (см., например, ст. 72, 161 БК, п. 15.1 Постановления ВАС N 23). У бюджетных учреждений, выступающих государственными (муниципальными) заказчиками, есть и противоположная по своей направленности обязанность — обеспечить согласование новых сроков, а если необходимо — и других условий государственных (муниципальных) контрактов в случае уменьшения бюджетному учреждению главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения бюджетным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов (см. п. 3 ст. 161 БК).

Изменение условий контракта в связи с COVID-19

Закон № 44-ФЗ предусматривает право сторон на внесение изменений в заключенный контракт в части изменения цены контракта, в том числе цены единичных расценок товаров, работ, услуг, сроков исполнения контракта и размера аванса (ч. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Указанное право распространяется как на государственные и муниципальные контракты, так и на договоры, заключаемые бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями.

Внести изменения в заключенный контракт можно исключительно в 2020 году (т.е. дополнительное соглашение к контракту должно быть подписано сторонами не позднее 31 декабря 2020 года) и только при условии наличия одобрения на внесение изменений в заключенный контракт со стороны Правительства РФ (для заказчика федерального уровня), высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для заказчика уровня субъекта РФ), местной администрации (для муниципального заказчика). Единственный случай, когда не нужно одобрение – изменение сторонами размера аванса, предусмотренного контрактом.

Принять решение об изменении размера аванса стороны могут самостоятельно. Главное, чтобы условие об авансировании было изначально предусмотрено контрактом, а само изменение размера аванса укладывалось бы в предельные значения, установленные нормативными актами Российской Федерации для контрактов соответствующего вида. Например, если для контракта установлен максимально возможный размер аванса в размере 30%, то внести изменения в размер аванса можно, например, с 10% до 30%, но нельзя с 10% до 40%. Нельзя также вводить авансирование по тем контрактам, по которым изначально предусматривалась постоплата.

Изменять заключенный контракт можно по причине невозможности его исполнения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также в случаях, установленных Правительством РФ. На день подготовки материала к публикации Правительством РФ дополнительные основания для внесения изменений в контракт не установлены. Следовательно, условия заключенного контракта можно менять в связи с COVID-19: при наличии причинно-следственной связи между COVID-19 и невозможностью исполнения контракта на первоначальных условиях. Например, поставщик не может своевременно поставить продукцию по контракту в связи с закрытием границ и (или) в связи с отсутствием авиасообшения с иностранным государством, из которого предполагалось осуществить импорт поставляемой продукции. Причины невозможности исполнения контракта могут быть разные. Поставщик должен описать их в обосновании, составляемом в письменной форме. При этом форму самого обоснования законодательство РФ не устанавливает.

До внесения изменений в заключенный контракт поставщик обязан предоставить заказчику новое обеспечение исполнения контракта (если изменение повлекло возникновении новых обязательств поставщика, не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта). Например, если сторонами изменяется срок исполнения контракта и ранее представленное поставщиком обеспечение не распространяется на часть нового срока исполнения обязательств. В этом случае поставщик обязан предоставить по своему выбору новую банковскую гарантию либо определить с заказчиком в контракте новый срок возврата денежных средств, первоначально внесенных им в качестве обеспечения исполнения контракта.

Изменение условий контракта в связи с COVID-19

Следует отметить, что ч. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ не позволяет сторонам вносить изменения в предмет заключенного контракта в части изменения количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг. Если сторонам в связи с COVID-19 необходимо изменить количество поставляемой продукции или объем работ, услуг, то стороны могут воспользоваться иными положениями Закона № 44-ФЗ для этого.

Читайте также:  Грабеж 161 УК РФ, Особенности защиты подозреваемого

В заключении следует отметить, что при отсутствии решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации на изменение заключенного контракта стороны не могут применять ч. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ (за исключением случая изменения размера аванса). Если продукция по ранее заключенному контракту еще необходима заказчику, а срок исполнения поставщиком обязательств уже истек, то заказчик вправе принять такую продукцию с просрочкой, начислив поставщику соответствующую пени. Такая пени впоследствии должна быть списана заказчиком при соблюдении условий, установленных постановлением Правительства РФ от № 783. Если же невозможность исполнения контракта обусловлена изменением цен на продукцию, то заказчик вправе принять решение о расторжении контракта с поставщиком по соглашению сторон либо требовать его исполнение на ранее установленных условиях.

« Предыдущая статьяСледующая статья »Пожалуйста, включите JavaScript для просмотра комментариев Disqus. Комментарии Disqus

Возможно ли продление срока

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что продлить контракт по 44-ФЗ достаточно проблематично и возможно только при определенных обстоятельствах. Даже если возникают непредвиденные обстоятельства, делающие невозможным его исполнение, закон жестко ограничивает стороны и всячески вынуждает их расторгнуть контракт и начать процедуру новой закупки.

Это связано с тем, что базовым принципом закона 44-ФЗ является конкурентная закупка. Изменение условий отношений по контракту, в т.ч. его пролонгация, этому принципу противоречат. Если бы такого запрета не было, многие заказчики, вместо того, чтобы проводить новую закупку, продляли бы прежние контракты с устраивающими их поставщиками.

Но все же исключение из этого правила есть. В связи с распространением коронавирусной инфекции в апреле 2020 года был принят закон 124-ФЗ, которой изложил в новой редакции часть 65 ст. 112 44-ФЗ, и разрешил продлять срок контрактов в 2020 году. Рассмотрим при каких условиях и как это можно сделать.

Если ограничительные меры по предупреждению распространения коронавирусной инфекции привели к неисполнению обязательств по контракту, законодатель разрешил изменить сроки его исполнения

Условия продления срока контрактов в 2020 году

Внесенные поправки разрешают пролонгировать срок исполнения контракта по соглашению сторон при условии, что обязательства не были выполнены из-за распространения коронавирусной инфекции и / или ограничительных мер, введенных властями в связи с этим. Чтобы продлить контракт, необходимо предоставить:

  • письменное обоснование переноса сроков контракта;
  • решение Правительства РФ, правительства субъекта федерации, администрации муниципального образования;
  • документ, подтверждающий перечисление на счет заказчика дополнительного обеспечения, если из-за продления сроков, изменяются условия обеспечения.

Перенос срока оформляется в виде дополнительного соглашения. В нем проставляются новые даты исполнения обязательств, уточненные условия обеспечения. Документ подписывается сторонами и публикуется в ЕИС в реестре контрактов.

Продление контрактов, заключенных с единственным поставщиком

Часто вопрос пролонгации контрактов возникает при закупках у единственного поставщика, в частности, если предметом закупки являются:

  • товары / работы / услуги, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий;
  • коммунальные услуги по водо-, газо-, теплоснабжению и т. п.;
  • услуги по управлению многоквартирным домом;
  • услуги и работы по техобслуживанию зданий и оборудования;
  • услуги по энергоснабжению и т. п.

В таких контрактах из года в год остается один и тот же поставщик, казалось бы, почему нельзя их продлевать? Минэкономразвития России разъясняет невозможность пролонгации тем, что согласно ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ контракты заключаются в соответствии с планом-графиком, который составляется после того, как заказчику были доведены лимиты бюджетных обязательств на текущий год.

Таким образом, контракты закупки, в том числе у единственного поставщика, заключаются, исходя из выделенных лимитов, на определенный срок и не могут продлеваться автоматически. После окончания срока действия контракта заказчик обязан осуществить новую закупку на следующий период – конкурентную или у единственного поставщика.

Государственные контракты, исходя из лимитов финансирования, могут сразу заключаться на срок до трех лет. Но если заказчик имел право подписать договор на 3 года, а ограничился годом или двумя, пролонгировать действие такого соглашения до максимально возможных трех лет он не сможет.

Исполнение контракта за пределами установленных сроков

В некоторых случаях закон разрешает выполнить поставщику (исполнителю, подрядчику) взятые на себя обязательства после того, как срок действия контракта закончился. При этом он не продлевается, а выполняется за пределами сроков.

Если просрочка возникла по вине поставщика, заказчик может принять товар / работы / услуги позже, при этом он обязан начислить пеню.

Если же поставщик докажет, что причиной просрочки стали действия самого заказчика или обстоятельства непреодолимой силы, это освободит его от наложения санкций (п. 9 ст. 34 44-ФЗ). К таким обстоятельствам относятся природные и техногенные катастрофы, войны, революции, стихийные бедствия. Подобный форс-мажор необходимо подкрепить документально, например справкой из МЧС, ТПП РФ.

В совместном письме от Минфин России (№ 24-06-05/26578), МЧС (№ 219-АГ-70) и ФАС (№ МЕ/28039/20) признали коронавирусную инфекцию обстоятельством непреодолимой силы, в том числе для контрактов, заключенных по 44-ФЗ. Если поставщик докажет, что нарушение сроков исполнения контракта вызвано ограничительными мерами из-за пандемии, он будет освобожден от уплаты пени, неустойки, штрафа на основании п. 9 ст. 34 44-ФЗ.

Проблема №: Невозможность соблюдения требований Закона № 44-ФЗ в части установления условий допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, при проведении закупок без фиксированного объёма с г.

Ещё одной очень актуальной проблемой, препятствующей осуществлению закупок без фиксированного объёма с г., является невозможность соблюдения положений действующей редакции приказа Минфина России 4 июня 2018 года № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту — Приказ № 126н) при проведении таких закупок.

Читайте также:  Адвокат по статье 275. Государственная измена

Как известно, механизм реализации Приказа № 126н привязан в настоящее время к цене контракта, предлагаемой участниками закупок (выражается в предоставлении 15-% ценовой преференции по отношению к цене контракта в порядке, установленном этим приказом)., Однако, какое-либо упоминание о сумме цен единиц товара, работ, услуг в данном нормативном акте на момент написания статьи отсутствует.

Поэтому применение Приказа № 126н де-факто невозможно заказчиками при осуществлении закупок без фиксированного объёма после г.

Это порождает юридические риски квалификации действий заказчика, проводящего закупки по цене за единицу товара, работы, услуги (без фиксированного объёма), как уклонение от соблюдения положений Приказа № 126н со всеми вытекающими последствиями.

Особенно актуальной данная проблема станет с г., когда Перечень товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в отношении которых устанавливаются условия допуска для целей осуществления закупок в рамках 44-ФЗ, будет существенно расширен (пояснение: см. приказ Минфина России от 30 апреля 2019 года № 64н).

Что входит в срок действия

Общий срок действия контракта подразделяется на такие периоды:

  • выполнение обязательств поставщиком, подрядчиком, исполнителем;
  • выполнение обязательств заказчиком по оплате поставки товаров, осуществления работ, оказания услуг;
  • гарантийные обязательства, которые в случае их присутствия в соглашении представляют собой наиболее длительный временной период действия контракта.

При этом нормы 44-ФЗ регламентируют виды сроков выполнения договора поставщиками, подрядчиками, исполнителями, которые могут принимать такие формы:

  • конкретные либо с указанием определенной даты завершения субъектами госзакупок выполнения своих контрактных обязательств, либо с установлением временного периода, в течение которого осуществляется выполнение условий контракта;
  • заявочные сроки, которые начинают свой отчёт с момента поступления заявки от заказчика;
  • согласно графику, который, содержа в себе конкретные даты исполнения, используется в ходе исполнения многоэтапных контрактов.

В свою очередь, в сроки исполнения своих обязательств заказчиком включается период времени, который требуется для приемки, экспертизы, оплаты товаров, работ, услуг, а также для с общения с субъектами госзакупки в случае необходимости изменения контракта или его расторжения.

При этом закон жестко регламентирует сроки оплаты по контрактам, которые не могут быть свыше 30 дней после подписания приёмочного документа, представленного товарной накладной, актом приема-передачи или приемки оказанных услуг. При заключения соглашения с СМП заказчику отводится для оплаты срок в 15 дней.

В договоре также должны быть зафиксировано время, на протяжении которого заказчик обязан возвратить исполнителю внесенное им обеспечение.

Период предоставления гарантийных обязательств законодательно не определен.

В госконтрактах гарантийный период устанавливается в зависимости от вида торговой сделки.

Перечень существенных условий

В части 13 ст. 34 закона 44-ФЗ определены следующие существенные условия госконтракта:

  • предмет закупки;
  • фиксированная цена контракта;
  • порядок и сроки расчетов с исполнителем;
  • процедура приемки товара, работы или услуги;
  • сроки предоставления исполнителем гарантийных обязательств;
  • размер аванса (при наличии);
  • положение о предоставлении налогового вычета или иных льготных условий исполнителю;
  • ответственность сторон и гарантии.

К предмету закупки относят наименование товара, работы или услуги, которые требуется доставить или выполнить для заказчика, а также параметры и технические характеристики, позволяющие однозначно определить предмет закупки по классификации ОКВД-2.

Например, если предметом закупки является товар, то приводятся его наименование, размеры, материал изготовления и т. д. Для работ приводится перечень с описанием требуемого результата.

При описании порядка и сроков оплаты важно учитывать, что срок перечисления средств исполнителю не может быть более 30 дней со дня подписания акта приемки. Если предметом закупки являются работы, прием которых разбит на несколько этапов, то размер аванса для каждого этапа нужно также указывать в контракте.

Условия предоставления исполнителю налогового вычета и иных льгот описывается, если исполнитель имеет право на такие льготы, например, являясь представителем малого бизнеса или выполняя социально значимый заказ.

К условиям об ответственности и гарантиях сторон относят:

  • порядок выплаты неустойки при нарушении сторонами условий контракта;
  • условия и сроки возврата обеспечения заявки;
  • сведения о привлечении субподрядчиков, цена услуг которых превышает 10% цены контракта;
  • порядок соблюдения прав третьих лиц и гарантии при их нарушении.

Важнейшим условием контракта также является обязательство сторон соблюдать действующее законодательство.

Нормативная база

Собрали документы, которые помогут разобраться в правилах и ничего не нарушить.

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать

Об увеличении времени исполнения контракта при уменьшении лимитов бюджетных обязательств

Письмо Минфина №24-03-07/15585 от

Скачать в КонсультантПлюс

Об изменении срока контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, сохранению объектов культурного наследия

Письмо Минфина №24-03-07/18880 от Скачать в КонсультантПлюс

Об изменении существенных условий контракта с единственным поставщиком, в том числе цены и периода его исполнения

Письмо Минфина №24-03-07/99997 от Скачать в КонсультантПлюс

О праве заказчика изменять существенные условия контракта с единственным поставщиком

Письмо Минфина №24-03-07/99602 от Скачать в КонсультантПлюс

О пролонгации заключенных бюджетным учреждением госконтрактов в рамках закупок

Письмо Минфина №24-03-08/6836 от Скачать в КонсультантПлюс