Статья 270 УК РФ. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

СТ 269 УК РФ Утратила силу. — Федеральный закон от 23.04.2018 N 114-ФЗ..

Уголовный кодекс РФ. Глава Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 270 УК РФ Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие — полный текст документа с комментариями юристов и возможностью обмениваться мнениями с профессионалами в сфере права, задавайте вопросы или высказывайте свое мнение относительно статей нормативно-правовых актов, изучайте комментарии коллег.

Другие статьи Главы 27. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта:

  • Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена
  • Статья 263.1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах
  • Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
  • Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями
  • Статья 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения
  • Статья 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта
  • Статья 269. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов
  • Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие
  • Статья 271. Нарушение правил международных полетов
Читайте также:  Понятие уголовно-административного процесса

Статья Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

503

Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, –

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

1. Основной непосредственный объект — безопасность движения и эксплуатации водного транспорта.

2. Ответственность за неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, наступает при наличии двух условий:

1) лицо было обязано оказать помощь (обязанность капитана оказывать такую помощь предусмотрена, например, в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ, в КТМ РФ);

2) лицо имело возможность оказать помощь, то есть помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

3. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. Субъект преступления — специальный — капитан судна.

назад вперёд

Комментарий к Статье УК РФ

1. Основным объектом преступного посягательства является безопасность судоходства, факультативным — жизнь, здоровье людей.

2. Потерпевшими от преступления (людьми, терпящими бедствие на море или ином водном пути) являются не только находящиеся в воде, но и на тонущем судне, независимо от того, подают они сигналы о помощи или нет, при условии, если имеется угроза их гибели.

3. Объективная сторона состава преступления выражается в форме бездействия. В частности, неисполнение капитаном обязанности оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, другому судну, его пассажирам и экипажу в случае столкновения судов характеризует объективную сторону коммент. состава преступления.

Читайте также:  Апелляционная жалоба на приговор суда по уголовному делу

4. Состав преступления сконструирован как формальный. Преступление окончено (составом) с момента уклонения от оказания помощи.

5. Конструктивным признаком состава преступления является отсутствие при оказании помощи серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров. Не является основанием для отказа в помощи возможность понести капитаном или владельцем судна материальные убытки (повреждение судна, уничтожение или порча груза и т.п.), если это не отразится на плавучести судна либо не создаст угрозы жизни или здоровью экипажа и пассажиров.

6. Субъект преступного посягательства специальный — капитан судна либо лицо, исполняющее его обязанности. Судовладелец не несет ответственности за неисполнение капитаном установленных для него обязанностей.

7. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.

8. Содеянное относится к категории преступлений небольшой тяжести.

Когда деяние становится правонарушением

Объективная сторона деяния выражается в разрушении или повреждении ТС или путей сообщения либо в блокировании транспортных коммуникаций, если в результате него люди получили телесные повреждения или бы нанесен крупный ущерб.

Под разрушением понимается полный распад всего механизма, после которого он уже не может нормально работать. Его либо совсем невозможно восстановить, либо это несообразно по финансовым показателям.

Справка. Повреждение – это только частичное изменение в структуре или форме всей системы с возможностью дальнейшего восстановления.

Блокировка транспортных коммуникаций предполагает подкладывание каких-либо посторонних предметов на пути сообщения с целью воспрепятствовать движению транспорта. Опасность такого деяния для общества заключается в том, что нарушается вся система движения общественного и иного транспорта.

Читайте также:  Постановление и провозглашение приговора

Субъективная сторона – это неосторожность. То есть гражданин не хотел, чтобы наступили вышеуказанные негативные последствия, но все же допустил их из-за халатности, небрежности или игнорировании своих служебных обязанностей (если подобное деяние совершило должностное лицо).

Другой вариант – когда лицо допустило правонарушение по легкомыслию. Это означает, что лицо могло, но просто не захотело понять, что его действия опасны для других людей или повлекут за собой тяжкие материальные последствия.

При этом мотивы и цели преступников не имеют значения для квалификации самого деяния.

Когда деяние становится правонарушением

Состав преступления по ст. 267 УК РФ материальный. Оно считается оконченным только после наступления следующих последствий:

  • нанесение телесных повреждений человеку;
  • нанесение крупного ущерба;
  • смерть одного или более двух лиц.

Объекты и субъекты

Основной объект посягательства – безопасность движения и эксплуатации ТС, а факультативные – здоровье людей и чужие объекты собственности. Дополнительный объект по ч. 2 и ч. 3 ст. 267 УК РФ – жизнь людей.

В качестве предмета правонарушения выступают различные виды ТС, путей сообщения, средства сигнализации и прочее транспортное оборудование. Дополнительные предметы – это транспортные коммуникации (постоянные маршруты движения ТС, специально установленные для этой конкретной цели).

Внимание! Предметом деяния, предусмотренного указанной статьей, не могут стать такие ТС, как автомобили, трамваи и прочий механический транспорт.

Субъект – физлицо, психически здоровое и достигшее 14-ти лет.