Следственные действия УПК: виды, правила проведения обыска

Глава 9. Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве

Руководитель следственного органа

Руководителем следственного органа в уголовном судопроизводстве является Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководитель следственного органа Российской Федерации по субъектам РФ, по районам, городам, его заместители, руководители следственных органов соответствующего федерального органа исполнительной власти, территориальные органы по субъектам РФ по районам, городам, заместители, другие лица, занимающие руководящие должности следственного органа и их заместители, процессуальные полномочия которых могут устанавливаться только в лице Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем органе исполнительной власти) в соответствии с 5 частью 39 статьи Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Должностная инструкция следователя МВД

На следователя МВД возложены следующие функции:

  1. Взаимодействие с другими служащими правоохранительного аппарата по вопросам своей профессиональной деятельности.
  2. Обеспечение сохранности данных, полученных в ходе следствия.
  3. Планирование и проведение необходимых следственных мероприятий.
  4. Обнаружение мотивов и обстоятельств, значимых для расследования правонарушений.
  5. Выдача поручений по проведению экспертиз и других следственных действий.
  6. Подготовка и направление запросов в соответствующие инстанции, в пределах своей компетенции.
  7. Составление протоколов, планов, схем и иных следственных документов.
  8. Принятие мер по определению лиц, виновных в преступных действиях.
  9. Проведение опросов свидетелей и потерпевших, осмотра места происшествия.
  10. Формирование необходимой для предъявления обвинения доказательной базы.
  11. Направление дел для предъявления обвинений.
  12. Возобновление расследования при выявлении новых значимых обстоятельств.
  13. Закрытие дел при наличии достаточных для этого оснований.
  14. Обеспечение гарантированных действующим законодательством прав лицам, участвующим в уголовном расследовании.
  15. Участие в мероприятиях следственных групп, в границах установленной ответственности.
  16. Обеспечение ведения и сохранности необходимой документации.
  17. Соблюдение в работе норм трудовой дисциплины, правил пожарной безопасности.

Следователь МВД несет ответственность в следующих ситуациях:

  1. За разглашение конфиденциальных сведений — в порядке, обозначенном в статьях соответствующего законодательства.
  2. За невыполнение своих профессиональных функций — в границах, данных в документации МВД и соответствующих правовых актах.
  3. За нарушения нормативов и законодательных актов — в соответствии с положениями административного, трудового, уголовного права.
  4. В иных случаях, предусмотренных правилами МВД и действующим законодательством.

Следователь МВД владеет нижеперечисленным комплексом прав:

  1. Подписывать документы в пределах своей компетенции.
  2. Возбуждать дела в том порядке, который указан в положениях УПК.
  3. Принимать в установленном порядке к производству и передаче уголовные дела.
  4. Направлять расследование по находящимся в производстве делам.
  5. Проводить необходимые следственные действия в границах, определенных УПК.
  6. Получать судебные решения и необходимые согласия глав соответствующих подразделений.
  7. Давать органам дознания поручения по проведению нужных для расследования следственных мероприятий.
  8. В установленном порядке обжаловать действия прокуратуры по отмене постановлений о возбуждении уголовных дел.
  9. Применять иные права, указанные в УПК и профильном законодательстве.
Читайте также:  Недопустимость разглашения данных предварительного расследования

Нормы действующего законодательства

Порядок отвода следователя детально разобран в ст. 67 УПК РФ. Кроме того, данный процесс регламентирован 61 и 62 статьями настоящего кодекса. В ст. 67 УПК РФ сказано следующее:

  • следователь может быть отстранен от дела по приказу руководителя структурного подразделения;
  • во втором пункте 67 статьи также сказано, что прошлое участие в предварительном следствии по конкретному уголовному делу не может являться причиной для отстранения. Обязательным условием этого является неизменность процессуального статуса. Простыми словами, если следователь являлся участником дела в качестве иного субъекта, то он может быть отстранен от расследования дела.

Существует норма, согласно которой следователь может быть отстранен от расследования уголовного преступления. В то же время ее реализация на практики осуществляется не сильно часто. В первую очередь это обусловлено тем, что законодатель достаточно размыто описал суть данного процесса.

Нормы действующего законодательства

В УПК РФ, в частности 67 статье данного закона, перечислены основания для отвода следователя по уголовному делу. Они таковы:

  • следователь имеет в деле статус иного субъекта, например, пострадавшего, заявителя или подозреваемого;
  • следователь состоит в родстве или крепких дружеских отношениях с пострадавшим, заявителем или ответчиком;
  • лицо приобретает иной процессуальный статус в следствии продолжительных разбирательств по делу;
  • следователь или близкие ему люди имеют личную заинтересованность в исходе уголовного дела.

Последний пункт дает возможность оперировать достаточно вольными трактовками для заявления оснований об отводе. Таким образом, перечень оснований отвода следователя по уголовному делу не является исчерпывающим.

Следственные действия УПК РФ

Несмотря на четкую трактовку  УПК, не определено на законодательном уровне и включает в себя целый комплекс мероприятий, существует процессуальный алгоритм ведения розыскных действий.

Главная  цель процесса —  получить  доказательства для построения дела. При этом специалист добывает новые сведения, перепроверяет полученные, анализируя их в совокупности с другими материалами.

признаки следственных действий упк

Иными словами, действия УПК сосредоточены на том, чтобы получить сведения, которые раскроют преступление. Но при этом не все действия можно отнести к УПК. Поэтому справедливо будет дать следующее определение: только действия, предусмотренные законом, считаются  правовой доказательной базой для ведения УПК.

Следственные действия УПК РФ

Узнайте, что такое добровольный отказ от преступления, в нашей статье — здесь. 

Цель  следственных действий собрать информацию о лицах, фактах и других данных, которые раскроют преступление. Но практика показывает, что часто ходе такого сбора информации, параллельно ведется и другая следственная работа: розыск и задержание предполагаемого преступника, обнаружение новых преступлений и т.д. Но как бы ни был построен алгоритм сбора новых доказательств и проверка полученных.

Действия, которые выйдут за рамки закона, не могут быть использованы судом, поэтому крайне важно, чтобы моменты не выходили за рамки УК РФ. Даже одной погрешности достаточно, чтобы адвокат другой стороны построил на этом защиту, и дело было закрыто.

Читайте также:  Получение кредита незаконным путём в РФ

Понятие и система следственных действий в уголовном процессе

Следственные действия – мероприятия, процессуального характера, проводимые по расследованию преступлений, нарушений, а также нахождения и проверки доказательств. Существует целая система следственных действий, определяемая в уголовном процессе. Можно кратко обозначить понятийную структуру деятельности следователя:

  1. Основные цели работы следователя. Заключаются в том, чтобы осуществлять поиск информативных данных, значимых для ведения уголовного дела.
  2. Основные задачи – процессуальные и не процессуальные.

Процессуальные задачи:

  • получение доказательств нарушения законодательных норм;
  • проверка полученной информации.

Не процессуальные задачи:

  • участие в розыске обвиняемого лица;
  • указание на признаки, способные повлечь к новому преступлению;
  • иные действия, служащие вытекающими из уголовно-процессуального законодательства.
Понятие и система следственных действий в уголовном процессе

Ищут информацию о том:

  • как произошло событие, классифицируемое как преступное;
  • какие конкретные лица были в них задействованы;
  • каковы мотивы, сложившиеся обстоятельства, которые могли поспособствовать совершению преступления.

Стандартная классификация следственных действий, что обеспечивает успех в уголовном процессе, должна учитывать полномочия следователя, правомерность его действий и проводимых мероприятий. Для этого существуют специально разработанные правила, на которые опирается следователь. В первую очередь он должен принять уголовное дело, возбужденное против подозреваемого (или группы лиц). Сюда в обязательном порядке входит оформление текущей документации, которая бы могла ограничивать временно права и свободы проверяемой личности. К такой документации относят:

  • выемки;
  • ордера на обыски;
  • освидетельствования и прочее.

Можно с легкостью их обозначить целым комплексом уголовно-процессуальных мер, предпринимаемых с целью нахождения тех сведений, которые помогают следствию, определению нарушителя, преступника, степени его вины и, в конечном итоге, назначению конкретного наказания. Следователь учитывает общие правила производства следственных действий, собирает и проверяет доказательства, а вину и наказание определит уже специалист судебной инстанции. Порядок действий будет одинаковый во всех случаях, это может быть покушение на убийство, ограбление, превышение самообороны и т.д.

Права руководителя следственного органа.

Правовому статусу руководителя следственного органа посвящена ст. 39УПК РФ. Согласно закрепленным в ней и некоторых иных статьях УПК РФ правовым положениям, руководитель следственного органа уполномочен:

1) по ходатайству подчиненного ему следователя продлять срок производимой последним проверки заявления (сообщения) о преступлении до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов – до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления (ч. 3 ст. 144УПК РФ);

2) поручать производство предварительного следствия подчиненному следователю либо нескольким входящим в штат возглавляемого им следственного подразделения следователям, а также изымать уголовное дело у такого следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

3) проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления подчиненного ему по службе следователя;

Читайте также:  Какое наказание предусмотрено за заведомо ложный донос

4) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя и др.) другого органа предварительного расследования;

5) давать соответствующему следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;

6) давать согласие подчиненному ему следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;

7) разрешать отводы, заявленные такому следователю, а также его самоотводы;

8) отстранять подчиненного ему по службе следователя от дальнейшего производства предварительного расследования, если им допущено нарушение требований УПКРФ;

9) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПКРФ;

10) продлевать срок предварительного расследования;

11) утверждать постановление подчиненного ему следователя о прекращении производства по уголовному делу;

12) давать согласие указанному следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном ч. 4 ст. 221УПК РФ, решения надзирающего прокурора, вынесенного в соответствии сп. 2 ч. 1 ст. 221УПК РФ;

13) возвращать уголовное дело находящемуся в штате возглавляемого им подразделения следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования (ч. 1 ст. 39УПК РФ);

14) при наличии к тому фактических оснований давать письменное указание руководству определенного средства массовой информации сделать сообщение о реабилитации (ч. 3 ст. 136УПК РФ);

15) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПКРФ.

Осуществляя контроль за правильностью составления обвинительного заключения, постановления о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера, постановления о прекращении уголовного дела, а также при передаче дела другому органу предварительного следствия или в орган дознания, руководитель следственного органа обязан проверить наличие в уголовном деле документов, в которых отражено место нахождения вещественных доказательств, предметов и ценностей, изъятых по делу, сверить их с записями в книге учета вещественных доказательств.

Руководители следственных органов обязаны также не реже одного раза в год проверять состояние и условия хранения вещественных доказательств, правильность ведения документов по их приему и учету. О результатах проверки составляется акт, направляемый вышестоящему руководству, обязанному принимать меры к оборудованию специальных помещений и хранилищ для вещественных доказательств, ценностей и иного имущества, требовать обеспечения надлежащих условий их хранения.