Анализ причин неэффективной работы службы судебных приставов

Судебная власть — неотъемлемый элемент правового государства. Будучи сильной и независимой, она является гарантом прав каждого и должна быть в состоянии защитить эти права, кто бы на них не покушался. Но что не менее значимо, судебная власть — это еще и гарантия осуществления других ветвей власти — законодательной и исполнительной.

Подробный обзор

Куда и как жаловаться на судебных приставов и их противоправные действия: советы юристов и ссылки на нормативные акты

В настоящее время еще существует тенденция к нарушению прав граждан представителями судебной власти. Случается, что судебные приставы злоупотребляют полномочиями, неэффективно исполняют обязанности, нарушают профессиональную этику или порядок проведения процедур. Куда жаловаться на судебных приставов?

В главе 18 ФЗ «Об исполнительном производстве» определен порядок, в котором следует обжаловать бездействие или незаконные действия исполнителей Федеральной службы судебных приставов. Согласно закону РФ «Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» определен порядок, в котором следует оспаривать бездействие или действия этих служащих.

В законе «Об исполнительном производстве» сказано, что пожаловаться на судебного пристава возможно на протяжении 10 дней от даты совершения им незаконных действий, отказа в отводе, или установленного факта его бездействия. Важно не пропустить это срок. Если же вы не были извещены о времени совершения таких действий, то жалобу можно будет подать на протяжении 10 суток от даты, когда вы узнали о нарушении.

Жалоба подается в порядке подчиненности.

  1. Самой первой инстанцией, куда обращаются в письменной форме, является старший судебный пристав, кому подчиняется служащий, который нарушил ваши права.
  2. Подавать претензию на постановление старшего пристава, на него самого, на его заместителя, на их бездействие или действия следует главному судебному приставу субъекта РФ, у которого в подчинении тот старший пристав.
  3. На главного судебного пристава субъекта РФ или на его заместителя жалуются главному судебному исполнителю РФ.
  4. На исполнителя судового решения, можно подавать как его вышестоящим должностным лицам, так и через самого пристава, действия которого обжалуются. Во втором случае пристав-исполнитель должен в трехдневный срок передать вашу жалобу вышестоящему должностному лицу.
  5. Если вы передумали жаловаться, то возможен отзыв претензии до того, как будет принято по ней решение.
Читайте также:  Контрабанда сигарет и алкогольной продукции: статья УК РФ

На основании положений главы 3 ФЗ-2202-1 от обязанность надзирать за выполнением законодательных актов службами, производящими ОРД, дознание и предварительное следствие.

Помимо этого, существуют различные ведомственные акты, которыми работники прокуратуры должны руководствоваться при осуществлении контрольных функций по исполнению норм права сотрудниками ФССП.

Одним из таких документов является указание Генпрокуратуры РФ от №19/38 «О мерах по обеспечению прокурорского надзора … обращения взыскания на имущество мобилизационного назначения», а также №155/7 от «Об организации …».

Неэффективная работа ФССП связана с рядом причин, которые не дают данному органу исполнительной власти в полной мере выполнить свою функцию

В некоторых случаях это связано с должностными лицами ФССП России которые обладают не достаточной квалификацией в области права.

Законодательство РФ не устанавливает каких-либо существенных ограничений при приеме на работу в службу судебных приставов – приставом может стать лицо, не имеющее высшего юридического образования и вообще представления о деятельности государственной системы, в том числе судебной и исполнительной.

В связи с отсутствием необходимых знаний у должностных лиц могут возникать сложности, связанные с толкованием решений судов, а также розыском имущества должников. В частности, при отсутствии юридической квалификации должностным лицам достаточно сложно выстроить правильный алгоритм действий, позволяющий обеспечить наиболее эффективную работу. Отсутствие знаний зачастую влечет предъявление необоснованных требований к кредиторам и должникам, что существенно замедляет и усложняет работу.

Возможно, вас заинтересует: Взыскание дебиторской задолженности юридических лиц.

Также, одной из причин неэффективной работы является отсутствие привлекательности должности судебного пристава-исполнителя.

Это обусловлено невысоким размером заработной платы, большим объемом работы, ненормированным рабочим днем и плохой организацией рабочего времени. Поэтому некоторым работникам зачастую «нечего терять», поскольку, по их мнению, хуже и быть не может.

Читайте также:  Условно-досрочное освобождение

Кроме того, еще одной возможной причиной является отсутствие должной мотивации при осуществлении работы. Например, если бы приставы могли рассчитывать на получение вознаграждения от размера взысканных денежных средств, при условии надлежащим образом исполненных иных должностных обязанностей, то это могло бы значительно способствовать укреплению и стабилизации их деятельности.

В настоящее время должностные лица ФССП России не заинтересованы в должном совершении исполнительских действий. Многие кредиторы готовы сами платить (зачастую это происходит латентно) и мотивировать должностных лиц за надлежащее исполнение своих обязанностей.

Для устранения вышеуказанных причин, необходимо установить серьезный квалификационный экзамен для ФССП России, предъявив требования к юридическому образованию.

Указанные действия позволят увеличить привлекательность и престиж должностей в ФССП России, создать конкуренцию при таком трудоустройстве и дать возможность желающим и обладающим должными познаниями в области права получить достойный доход за свой труд.

Вас могут заинтересовать: Услуги по возврату долгов частных лиц.

Следующая причина законодательная, выражается в несовершенстве некоторых рычагов воздействия на должников, а также в отсутствии унифицированных норм для действий должностных лиц службы судебных приставов.

Например, в каждом из регионов РФ «своя» практика толкования закона. В связи с этим целесообразно разработать какую-то инструкцию, которая установит единый порядок действия для всех отделов и управлений ФССП России.

Для усовершенствования мер воздействия на должников необходимо установить дополнительные инструменты, ограничивающие их дееспособность. В частности, для граждан можно установить ограничения: на управление транспортным средством, на использование определенных видов транспорта (воздушного или железнодорожного, например), на использование каких-либо электронных сервисов (госуслуги).

Для юридических лиц это могут быть ограничения, связанные с использованием электронных сервисов, получением (продлением, изменением) лицензий, регистрацией товарных знаков, средств индивидуализации и т.п.

Вас может заинтересовать: Подготовка правового заключения.

Верховный суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» содержит следующие полномочия суда:

  • судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
  • в пределах своей компетенции рассмотрение дела в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных законом, — также и в качестве суда первой инстанции;
  • непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;
  • изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и разъяснение по вопросам судебной практики;
  • разрешение в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.
Читайте также:  Ст 231 УК РФ: культивирование наркосодержащих растений

Верховный Суд издает «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуются решения по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе судов общей юрисдикции и др. материалы.

Органы, осуществляющие контроль и надзор

Любой управленческий орган, будь то организация, предприятие, город или государство, в той или иной степени осуществляет контроль над выполнением предписанных законов и норм в доверенной ему области. Контроль может осуществляться как государственными, так и негосударственными органами. При осуществлении своей деятельности, контролирующие органы наделяются исполнительной властью. По отношению к надзору можно сказать, что его осуществляют специальные государственные органы, специализирующиеся на определённом виде надзора. Виды надзора существуют следующие: санитарно-эпидемиологический надзор, геодезический надзор, надзор за безопасностью дорожного движения, пожарный надзор, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, надзор за соблюдением законодательства о труде. Отличительная особенность в том, что надзорные органы не обладают административными и управленческими полномочиями.

Какими полномочиями обладает сотрудник прокуратуры при выполнении контрольных функций

При обнаружении нарушений в действиях сотрудников ФССП прокурорский работник вправе:

  • получать доступ к любой информации;
  • требовать предоставления от руководства службы отчетных данных, необходимой документации, подтверждающих материалов;
  • вправе задействовать при возникновении сложной ситуации иных специалистов, определяемых Закона;
  • вызов необходимых лиц для получения сведений о причинах правонарушения;
  • проведение проверочных мероприятий для выявления правомерности производимых действий;
  • пользоваться беспрепятственным доступом к контролируемым помещениям и территориям.

Полномочия прокурора включают:

  • вынесение решений о компенсации нанесенного ущерба лицам при проведении незаконных мер;
  • освобождение субъектов, арест которых осуществлялся не на основании норм права;
  • принятие участия в судебных разбирательствах судов различных уровней для защиты правомочий людей и учреждений;
  • выставление требований о возможном привлечении нарушителей к административной либо уголовной ответственности.

Такие полномочия позволяют осуществлять надзор за законностью действий подведомственных подразделений.