Административное правонарушение: что это, признаки, особенности

Административное право – это особая правовая подсистема, которая вместе с другими отраслями права составляет правовую систему страны. Административное право устанавливает стандарты, обязанности и полномочия, выполнение которых подлежит контролю со стороны органов государственного управления.

Виды административно-правовых отношений

Существует множество видов правовых административных отношений, которые выделяются по различным классификационным признакам:

  • по силе характера взаимоотношений между участниками выделяют вертикальные (между министерством и подведомственными ему организациями, президентом и его подчиненными), горизонтальные (между двумя министерствами, каждым структурным элементом всех других органов исполнительной власти, их внутренними связями друг с другом) и диагональные (между требованиями государства, пожарными инспекторами и другими должностными лицами объекта проверки);
  • по характеру создаваемых ими юридических фактов выделяют отношения, формируемые правовыми и незаконными актами (правоотношение, формируемое правовыми действиями, направлено на осуществление верховенства права, а правоотношение, создаваемое незаконными действиями, направлено на осуществление его наказания);
  • по сроку действия выделяют неограниченные, срочные и краткосрочные отношения;
  • по объему и месту в системе административно-правового регулирования выделяют общие, отраслевые и межотраслевые административно-правовые отношения на федеральном, региональном и местном уровнях.

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Законодательство РФ об административных правонарушениях

Согласно статье 1.1. Кодекса об Административных правонарушениях законодательство данной области состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ. Таким образом, в базу законодательства можно включить:

  • общеправовые законодательные акты (прежде всего Конституция РФ), отраслевые – КоАП РФ, Федеральные законодательные акты Правительства РФ, Федеральные законы и иные документы;
  • законодательные акты, имеющие отношение к иным отраслям права, но имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие отношения в сфере административных правонарушений (Таможенный, Налоговый, Гражданский кодексы РФ и т.д.);
  • международные акты, имеющие действие в данной области правоотношений.
Читайте также:  Работа по совместительству: правила оформления, сложные ситуации

Основу законодательства РФ об административных правонарушениях составляет КоАП РФ и нормативно правовые акты, принимаемые органами государственной власти и субъектов РФ.

Исходя из вышесказанного следует — на территории субъектов Федерации могут быть созданы законодательные акты, где установлены административные наказания за деяния, не указанные в КоАП РФ и они действительно есть:

  • Кодекс Волгоградской области об административных правонарушениях
  • Кодекс Томской области об административных правонарушениях
  • Закон Ростовской области об административных правонарушениях
  • Закон республики Адыгея об административных правонарушениях
  • Закон республики Алтай об административных правонарушениях.
  • Кодекс республики Башкортостан об административных правонарушениях
  • Закон республики Бурятия об административных правонарушениях
  • Закон Краснодарского края об административных правонарушениях

Важно отметить, что законы, принимаемые субъектами РФ, не могут противоречить нормам Кодекса об Административных правонарушениях. Разрешение споров по вопросам соответствия законов субъектов РФ Кодексу отнесено к ведению Конституционного Суда РФ.

Виды нормы права

Помочь разобраться в том, что такое норма права, понятие, признаки, структура данного определения, поможет знание видов данного юридического аспекта.

В зависимости от того, каковы по характеру правила поведения, которые содержатся в них, НП можно разделить на:

  1. Управомочивающие — дающие гражданину права и возможности выбирать. То есть человек может совершить какое-либо действие или же воздержаться от этого. Например, заключенный вправе отправлять письма и телеграммы в любом количестве за свой счет, но может и не делать этого, впрочем.
  2. Обязывающие — устанавливающие человеку обязательные действия. Например, каждый предприниматель обязан при регистрации заплатить госпошлину.
  3. Запрещающие — это нормы, определяющие запрет на что-либо. Например, в РФ существует табу на пропаганду гомосексуализма среди детей.

В зависимости от функций, которые выполняют нормы, они делятся на:

  1. Правоустановительные — прописывающие основные принципы.
  2. Правоохранительные — устанавливающие ответственность за нарушение закона. Подразумевают под собой санкционую систему.
  3. Регулятивные — регулирующие отношения между субъектами, устанавливающие их права и обязанности.

Исходя из степени определенности предписания, нормы права делятся на:

  1. Диспозитивные — не устанавливающие категорических правил. Например, при приобретении жилья покупатель обязан заплатить всю стоимость, если субъекты не установили иное договором (рассрочку).
  2. Императивные — напротив, определяют точное, неизменное правило. Например, никто не может быть подвергнут дискриминации по различным признакам согласно Конституции РФ.

Также НП можно подразделить по юридической силе (международные законы, законы страны, подзаконные акты), по отраслям права (нормы административного права, уголовного, семейного и т. д.), исходя из места действия (федеральные, региональные, местные). Классификация может быть проведена и по другим признакам.

Норма права — это звено системы законов, ее элемент. Следует также отметить, что все данные предписания действуют в тесной взаимосвязи между собой. Особенно это просматривается между правоустановительными и правоохранительными видами.

Когда рассматривается, что такое в целом норма права, понятие и структура ее обязательно должны быть изучены для общего понимания всей темы. Поэтому перейдем к рассмотрению строения (структуры) нормы права.

Основные виды

Кодексом РФ об административных правонарушениях предполагается ответственность за совершение правонарушений в области:

  • санитарно-эпидемиологического благополучия и здоровья;
  • экологии;
  • общественного порядка;
  • ограничения права и свободы;
  • трудовых отношений;
  • общественной нравственности;
  • охраны собственности;
  • промышленности, сельском хозяйстве, индивидуальной трудовой деятельности;
  • на транспорте;
  • информации и связи;
  • финансовой деятельности;
  • организации таможенных процедур;
  • коррупционной деятельности;
  • воинского учета и других.

Административные процедуры

Административная процедура – это процедура принятия административных актов. Административная процедура может быть инициирована двумя способами:

  • по желанию клиента при исполнении служебных обязанностей;
  • в зависимости от того, идёт ли речь о признании прав или определении обязательств.

Административная процедура проводится с целью реализации и защиты как общественных, так и индивидуальных интересов в рамках исполнения и в рамках объективного закона. Административная процедура всегда имеет односторонний характер.