Административное право: характеристики административного права

Административное право — отрасль юриспруденции, которая большинством российских юристов рассматривается как самостоятельная, обособленная от других сфер — гражданской или, например, конституционной. В числе ключевых механизмов практического ее применения — одноименный процесс. Каковы его особенности?

Определение административного процесса

Согласно распространенной в среде российских юристов трактовке, административный процесс — это действия органов исполнительной власти, посредством которых осуществляется реализация вверенных соответствующим структурам задач и функций. Речь, по сути дела, идет о механизмах, в рамках которых институты власти выполняют свою управленческую роль. Таким образом, субъекты административного процесса — это исполнительные и распорядительные структуры, а также должностные лица, которые осуществляют свою деятельность на основании положений закона или же, как следствие, демократических процедур.

Цель административного процесса, определяемая российскими юристами — это достижение административными структурами результатов, характеризующихся юридической значимостью и целесообразностью с точки зрения актуальных задач управления государством на том или ином уровне.

Понятие, предмет и метод административного права

Административное право представляет собой отрасль права, регулирующую общественные отношения в сфере государственного управления.

Предмет административного права составляют управленческие отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в связи с практической реализацией исполнительной власти государства.

Особенности отношений, составляющих предмет административного права, состоят в следующем:

  • возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного регулирования социально-экономической и общественно-политической жизни;
  • опосредуют закрепленную в Конституции РФ государственную политику признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий для достойной жизни и свободного развития личности;
  • составляют содержание особого вида государственной деятельности по практической реализации исполнительной власти (государственно-управленческой деятельности);
  • выражают приоритет публично-правовых интересов в регулируемой сфере и соответствующих им государственноправовых средств воздействия на общественные связи.

Метод административного права характеризуется правовыми средствами, рассчитанными на отношения власти — подчинения, то есть с участием неравноправных сторон; выражается в правовых средствах распорядительного типа, то есть в предписаниях и запретах, адресуемых другой стороне; предполагает односторонность волеизъявления одного из участников, которое юридически властно, а потому имеет решающее значение.

Читайте также:  Оскорбление представителей власти в статье 319 УК РФ с комментариями

Структура основных элементов данной отрасли права, содержащихся в его источниках, образует систему административного права. К источникам административного права относятся Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных министерств и ведомств, законодательные и нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления. В отличие от большинства других отраслей российского права (гражданского, трудового, уголовного и др.), административное право относится к числу наименее систематизированных отраслей. В настоящее время Кодексом РФ об административных правонарушениях РФ от г. № 195-ФЗ (ред. г.) (КоАП РФ) кодифицирован лишь один институт административного права — институт административного правонарушения (административно-деликтное право, которое и будет выступать предметом рассмотрения в данной главе).

Разновидности органов, в юрисдикцию которых включено рассмотрение административных дел

Кодекс об административных правонарушениях определил три главных разновидности органов и должностных лиц, которые уполномочены на рассмотрение дел этой категории. К ним относятся:

  • судьи, мировые судьи;
  • коллегиальные правовые органы при городских, районных, районных в городах исполнительных органах, к которым относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав этой группы населения;
  • федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения, учреждения и территориальные органы, а также другие органы государства в соответствии с их задачами, полномочиями и функциями, которые возложены на них федеральным законодательством или нормативно-правовыми актами Правительства либо Президента РФ.

Замечание 2

Органы административной юстиции – это должностные лица и органы, которые уполномочены заниматься рассмотрением дел об административных правонарушениях (жалобы граждан).

Система органов административной юстиции устроена по территориально-отраслевому принципу.

Согласно КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются:

  1. Судьями;
  2. Комиссией по делам несовершеннолетних;
  3. Федеральными органами исполнительной власти и их структурными подразделениями (полиция);
  4. Учреждениями и участково-исполнительной системы;
  5. Органами, осуществляющими федеральный надзор и государственный надзор за оборотом драгоценных камней;
  6. Органами исполнительной власти субъектов РФ в случае передачи им соответствующих полномочий.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ОТНОШЕНИЯ

от 28 февраля 2006 г.). Абзацем 4 п. 4.1 названных Правил установлено, что при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Читайте также:  Институт понятых в уголовном судопроизводстве

— соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

— проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;

— проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

— воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности.

Стимулирующие нормы (нормы-стимулы). Они обеспечивают должное или желательное поведение субъектов регулируемых административным правом отношений с помощью различных средств материального, морального и иного воздействия. Адресатами стимулирующих норм могут быть как физические лица (граждане, государственные служащие), так и коллективные образования (юридические лица различных организационно-правовых форм).

Как правило, посредством названных норм законодатель (если речь идет о нормах, содержащихся в законах) или иной орган, уполномоченный на принятие нормативных правовых актов, стремится заинтересовать, мотивировать определенную категорию субъектов в совершении соответствующих действий, в определенном поведении.

Нормы-ритуалы. Особенностью данного вида норм является то, что они регламентируют определенные, складывавшиеся на протяжении длительного периода традиции, обычаи, ритуалы, влияющие на правоотношения и тем самым приобретающие правовой характер. Так, согласно ст. 7 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г.

По территории (масштабу) действия административно-правовые нормы классифицируются на федеральные, нормы субъектов РФ, межтерриториальные, нормы местного самоуправления, а также действующие на определенных территориях.

на общие, регламентирующие наиболее важные стороны административно-правового регулирования и имеющие широкое применение;

на межотраслевые, регламентирующие все или несколько отраслей государственного управления, имеющие при этом специальный характер;

на отраслевые, регулирующие отношения, складывающиеся в определенных, достаточно узких сферах, в том числе требующих специфического государственного регулирования.

срочные, для которых определен срок действия.

бессрочные, т.е. срок их действия не указан и они действуют до отмены компетентным органом. Это подавляющее большинство административно-правовых норм.

Участники, разновидности органов, в юрисдикцию которых включено рассмотрение административных дел

КоАП РФ регламентирует возможность рассмотрения дел об административном правонарушении, тремя основными категориями:

  • судьями (включая мировых);
  • коллегиальными правовыми органами (присутствующими в структуре исполнительных органов городов, районов);
  • федеральными органами исполнительной власти.

Право участия в рассмотрении делегировано в частности органам, уполномоченным на государственный надзор в конкретной отрасли деятельности.

Пункт 3 части 1 КоАП гласит, что разрешение на рассмотрение дел об административных правонарушениях есть у:

  • руководителей федеральных служб исполнительной власти, их заместителей;
  • руководителей структурных подразделений и территориальных структур этих федеральных органов;
  • должностных лиц, в полномочия которых включен соответствующий вид надзора или контроля (в соответствии с НПА).

На основании п.7 ч.1 этой же статьи рассмотрение может производиться первыми руководителями соответствующих госучреждений (и их заместителями), а также государственными инспекторами (например, по пожарному надзору).

Виды мер принуждения при административных правонарушениях:

  • административно-предупредительные меры – профилактика и устранения возможности совершения противоправного деяния (введение карантина, принудительный досмотр вещей, ограничение возможности движения транспорта и др.);
  • административно-пресекательные меры – прекращение противоправного деяния (использование дубинок милицией, административное задержание, отправка на принудительное лечение и др.).

Человек и общество

  • Примеры готовых эссе по теме «Человек и свобода»
  • 10 сложных планов по блоку «Человек и общество»
  • Основные понятия по теме «Человек»
  • Базовые термины по блоку «Общество»
  • Основные термины по разделу «Познание»
  • Список понятий по блоку «Культура»

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Открытый вариант ЕГЭ с ответами
  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Поделись сейчасВыбери ответЭто важно

  • Расписание ЕГЭ 2021
  • Расписание ОГЭ 2021
  • Расписание ВПР 2021
  • Калькулятор среднего балла по оценкам
  • Калькулятор среднего балла успеваемости
  • Дата последнего звонка 2021
  • Дата выпускного 2021
  • Сколько осталось до начала каникул?

Лучшие гаджеты для учёбы

  • Смартфон Apple iPhone 12. Для всего
  • Планшет Apple iPad Pro. Для творчества
  • Ноутбук Apple MacBook Pro. Для занятий
  • Компьютер Apple iMac. Для работы дома
  • Наушники Apple AirPods. Для аудиокниг
  • Часы Apple Watch. Для здоровья