Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Полис ОСАГО обязателен для всех владельцев транспортных средств. В случае ДТП страховка дает гарантию выплат даже при обоюдной вине. Однако, выплаты при таких ситуациях немного отличаются от тех, когда есть один виновник аварии.

Что означает понятие “обоюдная вина”

Стоит отметить, что понятие “обоюдной вины” не определено на законодательном уровне. Его не встретишь ни в одном кодексе по административному праву — ГК РФ, законе об ОСАГО и т.д. Под этим термином сотрудники страховых компаний и служащие ГИБДД подразумевают ситуации, когда обе стороны считаются и виновниками, и потерпевшими в аварии. В этой ситуации эксперты ГИБДД оформляют обоюдку при ДТП документально, вручая каждому из участников происшествия протоколы об административном нарушении.

Когда виновность признается обоюдной?

Виновность признается обоюдной тогда, когда оба (или более) участников ДТП не признают своей вины или приходят к общему заключению, что невиновных среди них нет. В любом случае следует немедленно вызвать ГИБДД. Чтобы виновность призналась обоюдной, следует поступать следующим образом:

  • до момента прибытия сотрудников ГИБДД, не убирать транспорт с места происшествия, а оставить все как есть, загородив место аварии специальными знаками;
  • для подтверждения невиновности в суде зафиксируйте повреждения самостоятельно. Обязательно сохраните запись видеорегистратора, а без него сфотографируйте место происшествия и поврежденные автомобили на телефон. Можете привлечь очевидцев, которые дадут показания при составлении протокола;
  • сразу после вызова ГИБДД нужно позвонить в страховую фирму и сообщить о случившемся.

ВНИМАНИЕ! Если сотрудник ГИБДД выпишет штраф только вам, то вы автоматически станете виновником и лишитесь права на выплату по страховому полису. Не соглашайтесь с решением и не подписывайте протокол: его можно обжаловать, если у вас достаточно доказательств.

В каких случаях признаётся?

Обоюдная вина признается, если правила нарушили минимум несколько участников и это было зафиксировано инспекторами ДПС или участники аварии признали вину добровольно и заполнили и подписали извещение.

Нарушение ПДД могло произойти по самым разным причинам, но результат один: повреждения были получены несколькими машинами одновременно.

Определить насколько каждый из участников ДТП виновен может только суд на основании изучения:

  • схемы ДТП;
  • справки;
  • извещения;
  • фотографий;
  • видеосъемки;
  • технической экспертизы.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей

При подписании соглашения со Страховщиком граждане осознают, что в случае происшествия, компания возместит расходы пострадавшей стороне. Как осуществляются выплаты, когда все стороны в той или иной степени виноваты в происшествии?

Пункт 22 Закона №12-ФЗ регламентирует правило, что оба провокатора аварии могут предъявлять права на получение денег от СК.

Сумма компенсации будет зависеть от уровня виновности абсолютно всех субъектов ДТП:

  1. Равная

В указанном случае всем потерпевшим возместят расходы в равных пропорциях. Например, если лиц аварии двое, то каждый из них получит по 50% от суммы понесенного ущерба, если их трое, то каждому достанется по 33%.

Читайте также:  Компании взаимного страхования и страховые компании: в чем разница?

Для того, чтобы признали равный уровень виновности требуется наличие определенных условий:

  • правила дорожного движения нарушили все водители;
  • должна присутствовать связь между нарушением ПДД и инцидентом на дороге;
  • каждое из совершенных нарушений вызывает примерно одинаковые последствия по тяжести.
  1. Различная

В ходе судебного разбирательства подытоживают все допущенные нарушения ПДД, которые стали причиной аварии. В итоге судья вынесет решение и укажет степень вины каждого участника в процентном соотношении

Уровень виновности каждого водителя решается только в судебном порядке.

Чтобы избежать ненужных сложностей в ходе судебного разбирательства, нужно соблюсти все нюансы при оформлении происшествия.

Что говорится в законодательстве по выплатам

Вопрос вины участников аварии и выплат им по страховому полису регулируется гражданским кодексом Российской Федерации.

По данному вопросу закон категоричен: страховые кампании обязаны осуществлять выплаты не по своему усмотрению, а в зависимости от степени вины того или иного субъекта.

На уровне теории эта система работает идеально, а вот на практике без решения суда установить, кто из водителей будет признан более виноватым в сложившейся ситуации, нереально. Кроме того, сами тяжбы по такого рода делам проходят достаточно сложно из-за того, что доказательной базы практически нет, и даже записи с видеорегистратора не всегда помогают.

В любом случае стоит помнить, что и ГК, и Закон «Про ОСАГО» обязывают страховую службу выплатить компенсацию водителю, который попал в ДТП по вине другого участника дорожного движения.

Закон также обязывает инспектора ГИБДД в случае обоюдного ДТП оформить определённый пакет документов, а именно:

  1. Справка о том, что случилось дорожно-транспортное происшествие. Её обе стороны получают сразу же.
  2. Протокол ДТП. Водители имеют право на копию этого документа. Она необходим будет страховой службе, а также может пригодиться при подготовке к судебному заседанию, если возникнет необходимость.
  3. Постановление о свершённом правонарушении с аргументацией и ссылками на необходимые законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Не менее важна для закона и форма протокола. Водитель должен проконтролировать, есть ли в нём все необходимые для правильного видения дела данные.

В такого рода документе обязательно должны значиться сведения:

  1. Как были расположены машины. Здесь должно быть текстовое описание и схема.
  2. Информация о замерах от точек контроля до транспортных средств.
  3. Описание всех видимых повреждений на авто, которые были замечены инспектором.
  4. Детальные показания обеих сторон, иногда – свидетелей.
Что говорится в законодательстве по выплатам

Многие инспекторы, не желая полностью описывать весь ущерб, которые получили автотранспортные средства в следствие ДТП, заносят в протокол лишь самые существенные из них. Такой протокол в корне не верен, и может послужить лазейкой для агентов страховых служб на пути к снижению размеров выплат.

Если сотрудник описал не все повреждения, то в вежливой форме ему необходимо указать на те, которые он пропустил. Постарайтесь вести себя корректно, но в то же время строго, дабы показать, что от своей позиции отступать вы не собираетесь. Это поможет сэкономить много времени и денег в дальнейшем, когда придётся решать проблемы со страховщиками.

Оформление аварии по обоюдной вине

Составление протокола об административном правонарушении – обязательная мера, при регистрации аварии по обоюдке. ПДД предусматривают такие шаги при оформлении происшествия:

  1. Остановка транспортных средств, на тех местах, где имело место столкновение.
  2. Включение аварийки и установка знака аварийной остановки. Это необходимо для предотвращения других столкновений. Если ДТП случилось в пределах города, села, то знак аварийности устанавливают на дистанции 15 м от ТС. За пределами населенного пункта дистанция увеличивается до 30 м.
Читайте также:  Как получить единовременно накопительную часть пенсии

Внимание! За несоблюдение данного правила водитель может быть оштрафован на 1000 рублей. Это административное правонарушение регулируется ст. КоАП.

Внимание! Если проезжую часть нужно в обязательном порядке освободить до приезда инспекторов, то сделать это можно только после составления схемы аварии.

  1. Поиск свидетелей. Обязательно возьмите их контактные данные для связи.
  2. Ожидание инспекторов.
  3. Ознакомление с протоколом, его подписание.

Страховщик отказывается платить

Страховая компания может дать обоснованный отказ в оплате компенсации. Что же делать гражданину в данной ситуации? Необходимо знать по каким причинам организация, оформляющая полис, может оказать в оплате страховки.

Самые распространённые причины не оплачивать компенсацию:

  • автолюбитель не записан в полис автострахования;
  • человек на момент происшествия находился в пьяном состоянии;
  • один участник опротестовал судебное решение;
  • виновник уехал с места происшествия.

Однако это не означает, что второй автолюбитель не получит компенсационные выплаты. Нужно отстаивать собственную правоту, так как организациям по страхованию выгодно цепляться за различные причины, лишь бы не платить.

Взаимное нарушение при дорожном происшествии – это сложная ситуация, так как любой из участников становится сразу и потерпевшим, и виноватым. Из-за этого, любой автовладелец сам несёт затраты и одновременно обязан отвечать за ущерб, причинённый второму автовладельцу.

Результат: при взаимной вине страховщики заплатят только половину причинённого ущерба. Гражданам надо помнить, если организация, оформляющая им полис автогражданки, отказывается платить, то требуется идти в суд, уровень виновности определяет лишь он, оформляется ДТП при одинаковой вине традиционно с обязательным присутствием работников инспекции дорожного движения. Если в судебном решении указано, что невозможно установить истинного виновного или установил взаимную ответственность, то компания, выдавшая полис ОСАГО, может отказаться оплачивать компенсации.

Лишь после прохождения всех ступеней, водитель получит часть денег для восстановления своего авто, повреждённого в дорожном происшествии.

Post Views: 8

СК отказала в компенсации

Страховка может не оправдать своего прямого назначения, если:

  •  Участник автокатастрофы не вписан в права управления т/с.
  •  Автолюбитель находился в алкогольном, токсическом или наркотическом опьянении.
  •  Страховая компания или оппонент обжаловал решение суда (судебный процесс не заканчивается, а приостанавливается).
  • Инициатор наезда скрылся.

Другие причины для отказа в покрытии урона вы всегда можете пересмотреть в судебном порядке, независимо от истечения трех лет исковой давности.

Как поступить, если страховщик отказался платить?

Нередко страховые компании отказываются от выплаты возмещения по ОСАГО. В качестве основания для подобного решения могут рассматриваться такие ситуации:

  • пропущены сроки подачи заявления;
  • водитель покинул место дорожного инцидента;
  • нахождение водителем в состоянии опьянения;
  • один из автомобилистов, участвовавших в ДТП, не был вписан в полис.

Столкнувшимся с подобной проблемой водителям рекомендуется обращаться за помощью к автоюристам, которые смогут отстоять их право на получение компенсации.

Получив отказ в выплате, автомобилист может оспорить решение страховщика через суд. Для этого требуется обратиться к независимым экспертам, которые проведут оценку финансового ущерба, полученного автомобилем. Имея на руках экспертное заключение, автомобилист должен попытаться урегулировать спор в досудебном порядке. С этой целью страхователь направляет страховщику претензию, дополненную пакетом подтверждающих документов (заключение независимой экспертизы, чеки, подтверждающие все расходы, указанные в претензии, а также документы, которые автомобилист подавал ранее для получения выплаты по ОСАГО).

Читайте также:  Политика военного коммунизма

Претензию и пакет сопроводительной документации направляют на юридический адрес компании заказным письмом. Если в течение 10 дней, прошедших с момента получения претензии, страховщик не удовлетворит требование автомобилиста, страхователь имеет право обращаться в судебные органы.

Отказ страховщика осуществить выплату по ОСАГО подпадает под действие закона «О защите прав потребителей». Поэтому, заявление истец может подавать в городской или районный суд по месту своего проживания. Срок судебного разбирательства может составлять от 3 недель до 3 — 4 месяцев.

Если суд частично или полностью удовлетворит исковые требования истца, страховщик будет обязан перечислить определённую судебным органом сумму на счёт страхователя. Если в установленные законодательством сроки страховщиком не будет осуществлена выплата, судом будет вынесен исполнительный лист.

В случае проигрыша дела страхователь имеет право на дальнейшее обжалование решения.

С точки зрения законодательства, поводом для отказа выплачивать страховку по ОСАГО является лишь ситуация, когда личность автомобилиста, чьи действия спровоцировали аварию, определить невозможно. Чтобы не оказаться в ситуации, когда страховщиком будет отказано в выплате из-за невозможности выявить виновника ДТП, автомобилист должен проявить внимательность к документам, составляемым инспекторами ГИБДД сразу после дорожного инцидента. Помимо этого водителю нельзя сразу брать на себя ответственность за произошедшее столкновение, так как при детальном рассмотрении ситуации может выясниться, что вины автомобилиста в произошедшем нет. Важно следить за тем, чтобы все сведения в протоколе, составляемом сотрудниками Госавтоинспекции, отражалась максимально корректно, а такие формулировки как «виновник» и «нарушитель» не применялись.

Существенную помощь в ситуации, когда конкретный виновник аварии не определён, может оказать видеорегистратор. Если в силу различных обстоятельств видеозапись не осуществлялась, автомобилисту, который уверен в своей невиновности, необходимо получить свидетельства очевидцев ДТП. В идеале водителю следует найти 2 — 3 граждан, ставших свидетелями аварии, которые готовы подтвердить факт его невиновности. Имена и контактная информация этих лиц должны быть зафиксированы инспекторами ГИБДД в протоколе.

Учитывая стрессовую ситуацию, в которой находится водитель после столкновения, автомобилисту следует незамедлительно вызвать на место инцидента грамотного автоюриста, представляющего его интересы.

Некоторые нюансы

  • Оформление европротокола.

Часто возникает вопрос, можно ли оформить европротокол, если оба участника ДТП являются виновниками? В соответствии со статьей 12 Закона «Об ОСАГО» и положениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от года выплаты при обоюдной вине производятся в равных долях, если судом не установлено пропорциональное соотношение вины. Кроме того, для осуществления страховых выплат документов от ГИБДД не требуется.

Таким образом, при возникновении ДТП можно воспользоваться европротоколом, но только в тех случаях, когда оба участника признают собственную вину и у них не возникает споров.

  • Можно ли оставить место ДТП при обоюдной вине?

В соответствии с ПДД РФ оставить место дорожного происшествия можно в тех случаях, когда составлен европротокол или тогда, когда составлена схема ДТП и оба водителя направились на ближайший пункт ДПС для дальнейшего оформления.

Во всех остальных случаях оставление места ДТП без уважительных причин влечет за собой привлечение к административной ответственности, вплоть до лишения права управления транспортным средством, вне зависимости от степени вины.