Содержание договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Обязательное страхование автогражданской ответственности

Судебная практика по статье

Дело N8-КГ15-3. Определение Верховного Суда РФ от Обстоятельства: Определением возвращено исковое заявление о взыскании страхового возмещения, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда.Решение: Определение отменено. Материал направлен на новое рассмотрение со стадии принятия искового заявления к производству, поскольку суд не принял во внимание, что установленные статьей 16.1 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» особенности рассмотрения споров по договорам ОСАГО применяются к отношениям, возникшим после , а страховой случай возник до , соответственно, положения об обязательном досудебном порядке урегулирования спора, предусмотренные абзацем 2 пункта 1 статьи 16.1 данного ФЗ, в данном случае применены быть не могут. [ Подробнее ]

Организация страхования ОСАГО

Автострахование по ОСАГО – это определенный процесс, предполагающий обязательное страхование транспортного средства, в то время как страхование по системе КАСКО, является процессом добровольным.

В базовом нормативно – правовом акте, а именно в Федеральном законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», закреплены основные правовые аспекты правовой защиты прав и имущества потерпевших, регламентирован организационно-правовой механизм  обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Организацией страхования ОСАГО может заниматься любая страховая компания, имеющая лицензию на данный вид страховой деятельности. Приобретение полиса ОСАГО возможно, как в офисах страховых компаний, так и на их официальных сайтах.

Организация страхования ОСАГО

В последнее время, в нашей стране существенно расширились возможности электронного взаимодействия между страховыми компаниями, их обособленными подразделениями, а также иными государственными органами в области возникновения и регулирования правовых отношений по вопросам ОСАГО. С другой же стороны, сами государственные учреждения могут воспользоваться преимуществами электронной системы взаимодействия так, например, при регистрации транспортных средств в органах ГИБДД, инспектор может самостоятельно запросить по базам страховых компаний наличие имеющегося у собственника транспортного средства полиса ОСАГО.

Читайте также:  Как можно быстро вернуть страховку по кредиту

Основополагающим при расчете стоимости полиса ОСАГО, является базовый тариф. Величина тарифов ОСАГО регулируется ЦБ РФ, а для каждой категории транспорта предусмотрен свой тарифный коридор. Так, для легковых автомобилей тарифный коридор варьируется от 2 474 до 5 436 рублей, последнее изменение границ данного коридора было произведено в 2020 году.

Что такое несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств?

Что такое несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств?

Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей. Указанное следует из ч. 1 ст. КоАП РФ.

Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, влечет наложение административного штрафа в размере 800 рублей (ч. 1 ст. КоАП РФ).

По общему правилу водитель транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки, в том числе, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом (п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее – ПДД)).

При переходе права собственности на транспортное средство от страхователя к иному лицу новый владелец обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им (п. 2 ст. 4 Федерального закона от N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», (далее – Закон N 40-ФЗ)).

Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:

а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;

б) транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;

Читайте также:  Как написать заявление о возмещении ущерба

в) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования;

д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;

е) транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.

Таким образом, ч. 1 ст. КоАП РФ не могут быть привлечены к ответственности вышеперечисленные лица, поскольку обязанность по получению полиса ОСАГО для них законом не предумотрена.

Из системного толкования ч. 1, 2 ст. 4, ст. 1 (понятие «владелец транспортного средства») Закона N 40-ФЗ следует, что до истечения 10-ти дневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса, что также вытекает из п. 2.1.1 ПДД, предусматривающего обязанность водителя иметь при себе данный страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом.

назад вперёд

Обязательно ли оформлять ОСАГО

Выбора, оформлять полис или не оформлять, в России не существует: эксплуатировать автомобили без действующего полиса ОСАГО запрещено. Полис обязательно должен быть у любого человека, кто управляет автомобилем.

Ответственность за вождение без ОСАГО. Наказание за вождение без полиса зависит от обстоятельств нарушения. Например, если договор страхования не заключали вообще или его действие закончилось и не продлили — выпишут штраф 800 Р . А если полис оформили только на одного водителя, а машиной управляет не он, — оштрафуют на 500 Р .

Если водитель не пользуется машиной, а просто держит ее в гараже или на стоянке, оформлять полис необязательно. Еще можно не страховать выставочные экземпляры автомобилей и музейные экспонаты. То есть к ответственности привлекут, только если ездить на машине и не страховать ее.

Читайте также:  Как ведется бухгалтерский учет в страховании

Но штраф — это не худшее, что может ожидать водителя. Если он окажется виновным в ДТП, ему придется и штраф оплатить, и ущерб возместить из собственного кармана. Если откажется — пострадавший может взыскать ущерб через суд. И судебная практика в данном случае будет на его стороне. Пример из суда: с виновника ДТП взыскали не только стоимость ремонта, но и деньги за утрату товарной стоимости автомобиля, расходы за экспертизу и на представителя. В судебных решениях удалены сведения о взысканной сумме, но она явно выше, чем стоимость полиса.

Нужен ли ОСАГО, если есть каско. Полис ОСАГО нужен всегда. А вот страхование по каско — дело добровольное. Между собой они никак не связаны. Полис каско может застраховать все риски, за исключением одного — гражданской ответственности. А гражданская ответственность возникает за нарушение обязанностей, которые предусмотрены гражданским правом — например, за нарушение правил дорожного движения. Если такое нарушение приведет к ущербу — его можно компенсировать по полису ОСАГО.

Чем отличается ОСАГО от каско. Полис ОСАГО не страхует ни вас самого, ни ваш автомобиль. Он работает только в том случае, если вы виноваты в ДТП и пострадали другие люди или их имущество. В этом случае вам платить за ущерб из собственного кармана не придется — его возместит страховщик.

Разница между ОСАГО и каско

ОСАГО Каско
Что страхует полис Только гражданскую ответственность Автомобиль от ущерба и от других рисков
Условия страхования Указаны в законе. Страховая компания не может их менять по своему усмотрению Страховая компания может предлагать свои условия
Можно ли отказаться от страхования Нельзя. Иначе — штраф от 500 Р Полис не обязателен
Стоимость полиса и размер выплат Устанавливает государство Зависит от страховой компании
Кто получает выплаты Только пострадавшие в ДТП. Владелец автомобиля по своему полису выплаты получить не может Владелец автомобиля получает выплаты по своему полису
Может ли страховая компания отказаться продать полис Нет Да