Простым языком о том, что такое класс водителя в ОСАГО

С момента введения в 2003 году обязательного страхования гражданской ответственности прошло уже много лет.

Новые коэффициенты возраста и стажа (КВС)

В первую очередь рассмотрим изменения, которые затронули таблицу коэффициентов, зависящих от возраста и стажа водителей:

N Стаж, лет \Возраст, лет 1 2 3-4 5-6 7-9 10-14 более 14
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 16-21 1,93 1,90 1,87 1,66 1,64
2 22-24 1,79 1,77 1,76 1,08 1,06 1,06
3 25-29 1,77 1,68 1,61 1,06 1,05 1,05 1,01
4 30-34 1,62 1,61 1,59 1,04 1,04 1,01 0,96 0,95
5 35-39 1,61 1,59 1,58 0,99 0,96 0,95 0,95 0,94
6 40-49 1,59 1,58 1,57 0,95 0,95 0,94 0,94 0,94
7 50-59 1,58 1,57 1,56 0,94 0,94 0,94 0,94 0,93
8 старше 59 1,55 1,54 1,53 0,92 0,91 0,91 0,91 0,90

Примечание. Зеленым цветом в таблице выделены значения, которые стали меньше, красным — которые увеличились.

Больше всего стоимость страховки возросла у водителей в возрасте от 16 лет до 21 года, не имеющих стажа, — на 6%.

Сильнее всего страховка подешевела у водителей старше 50 лет, имеющих стаж 2 года, — на 7%.

Страховые классы водителей и КБМ

Прежде чем рассказывать о том, что такое КБМ, нужно разобраться с таким понятием как страховые классы водителей. Дело в том, что о всех цивилизованных странах существуют свои собственные системы, согласно которым при приобретении автомобильных страховок учитывается стаж и водительский опыт: чем они выше, тем меньше приходится платить за полис. Такой подход вполне логичен, поскольку вероятность совершения дорожно-транспортного происшествия человеком, который много лет водит машины и делает это практически безупречно с точки зрения соблюдения правил дорожного движения, существенно ниже, чем вероятность совершения ДТП новичком. В России с некоторых пор тоже существует подобная система, которая основывается на таком понятии, как класс водителя.

Согласно действующей на сегодняшний день системе обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), каждый из водителей принадлежит к определенному классу страхования. Самый низкий (то есть водитель-новичок, не имеющий совершенно никакого опыта и только что получивший права) обозначается буквой «М», а все остальные принадлежат к классам, пронумерованным числами с 1 по 13.

Принцип присваивания этих самых классов и перехода из низших в высшие, обеспечивающие более низкую плату за страховку ОСАГО, достаточно прост и вполне очевиден: с ростом водительского стажа и опыта «класс» ежегодно повышается при том условии, что водитель не обращается в страховые компании за выплатами по полисам. Это означает, что он ездит безаварийно, и поэтому, как уже было продекларировано выше, вполне логично, что за страховку должен платить меньше. Что касается градации скидок на полисы ОСАГО в зависимости от класса, то для каждого из них устанавливается соответствующий КБМ, определяющий их размер.

Страховые классы водителей и КБМ

КБМ или коэффициент бонус-малус — это коэффициент непосредственно влияющий на цену полиса ОСАГО. В зависимости от аварийности водителя данный коэффициент может быть как понижающим так и повышающим.

КБМ работает таким образом, что каждый год безаварийного вождения обеспечивает дополнительно 5% скидки на полис ОСАГО. Таким образом, к примеру, для водителей, относящихся ко второму классу, КБМ составляет 0,95 (то есть 5% скидки), для третьего — 0,9 (10% скидки). Для автомобилистов, относящихся к последнему, самому высокому, тринадцатому классу, КБМ составляет 0,5 (то есть 50% скидки).

Читайте также:  Как получить, заменить полис ОМС через МФЦ

Действующая система предусматривает также и понижение класса водителя, если он совершает дорожно-транспортные происшествия. Соответственно, при этом КБМ повышается и цена страховки растет. Характерно, что если удешевление страхового полиса в соответствии с КБМ осуществляется только постепенно, на ежегодной основе, то его удорожание при совершении аварий и обращении в страховые компании за компенсациями производится практически сразу же, то есть по факту.

Классы страхования для владельцев авто

Законодатель установил около 13 классов для водителей. Нет истории страхования – вам автоматически присвоят класс 1. А что это означает? При расчете страховки учтут все вышеперечисленные показатели, кроме «История вождения».

Каждый новый год без аварий и страховых выплат – водителю будут присваивать более высокий класс и уже исходя из этого показателя и будет рассчитываться соответствующий КМБ (сократит сумму ежегодной страховки на 5%). Получается так: класс 4 – показатель составит 0,95, класс 5 – уже 0,9 и так по убывающей, соответственно. Получили самый последний класс – вам полагается скидка в размере 50% при оформлении стоимости полиса ОСАГО.

Важно: обязательно учтите, что каждая авария с ваши участием «обойдется» вам в копеечку! Будет понижаться ваш класс как водителя, а стоимость ОСАГО увеличивается. Например, самый маленький класс М – придется платить до 145% цены полиса (коэффициент составит 2,45). Попасть в категорию таких водителей вы можете, если более 4 раз в течение календарного года страховая выплачивала вам компенсацию.

Основания для присвоения классности водителям.

Третья классность присваивается водителям с водительским удостоверением с открытыми категориями «В», и(или) «С», или только «Д».

Вторая классность присваивается водителям с водительским удостоверением с открытыми категориями «В»,»С»,»D» ИЛИ «В»,»С»,»Е» ИЛИ «D»,»E». Необходим непрерывный стаж работы водителем 3 класса более 3 лет на одном предприятии.

Первая классность присваивается водителям с водительским удостоверением, в котором открыты категории «В», «С», «Е» и «Д». Необходим непрерывный стаж работы водителем 2 класса более 2 лет на одном предприятии.

Классы водителей по ОСАГО

По системе ОСАГО выделяют 15 классов автомобилиста: 0, М, 1, … 13. При отсутствии страховой истории будет присвоен коэффициент 1. Поэтому при определении цены все обозначенные выше факторы, помимо последнего. Чем больше лет водитель оформляет страховку и не обращается за компенсацией, тем более высоким будет показатель. Для каждого из них рассчитывается КБМ. За один «чистый» год он снижает стоимость страховых услуг на 5%. Данная скидка накопительная. Многие спрашивают: какой класс страхования ОСАГО лучше? Идеальный вариант – 13.

Классы водителей по ОСАГО

Для второго класса применяется множитель , для третьего – 0.9. При присвоении последнего будет использоваться множитель 0.5.

Классы водителей по ОСАГО

Внимание! За каждое возмещение стоимость автогражданки будет возрастать, а класс – уменьшаться. При присвоении класса М будет использоваться коэффициент , в том случае полис будет стоить почти в два с половиной раза дороже! Обычно данный класс присваивается автомобилистам, которые за один год 4 и более раз получали компенсации от страховщика. Сумма может снижаться постепенно, а повышаться – мгновенно.

Классы водителей по ОСАГО

Из таблицы можно узнать о классе водителя в ОСАГО в 2021 году:

Классы водителей по ОСАГО
Класс на начало срока страхования КБМ Количество страховых случае на протяжении года
0 1 2 3 4
М 0 М М М М
0 2.3 1 М М М М
1 2 М М М М
2 1.4 3 1 М М М
3 1 4 1 М М М
4 5 2 1 М М
5 0.9 6 3 1 М М
6 7 4 2 М М
7 0.8 8 4 2 М М
8 9 5 2 М М
9 0.7 10 5 2 1 М
10 11 6 3 1 М
11 0.6 12 6 3 1 М
12 13 6 3 1 М
13 0.5 13 7 3 1 М
Классы водителей по ОСАГО

Если автомобилист имеет категорию 9, тогда при покупке автогражданки ему будет предоставлена 30-процентная скидка (КБМ=0.7). Если на протяжении срока страхования он попадёт трижды в аварию и получит в каждом случае компенсацию, тогда на следующий год у него будет класс 1. А по нему уже будет не предоставлена скидка. Наоборот, КБМ составит , поэтому за полис придётся дополнительно доплатить 55%.

Классы водителей по ОСАГО

Читайте также:  Как пройти техосмотр без осмотра автомобиля

Класс водителя ОСАГО на сайте РСА или КБМ

Собственно рассчитать этот класс водителя не сложно! А если говорить правильно, то это — коэффициент «Бонус-Малус». Почему он так называется да все просто – если вы катаетесь год без аварий, то вам дают «Бонус» — 5% скидки на следующий год, а если попали в аварию (или две —  три) то вас наказывают, увеличивая коэффициент страховки (это понятно «Малус»).

Класс водителя ОСАГО на сайте РСА или КБМ

Теперь понеслась полезная информация для тех, кто не понимает, как его рассчитывать, смотрим вот эту табличку КБМ.

В ней всего 15 уровней, начинаются с «M», дальше от «0» до «13» включительно.

Класс водителя ОСАГО на сайте РСА или КБМ

Собственно, если вы начинающий водитель — только что сдали на права, то для вас будет действовать самый максимальный КБМ, это нулевой уровень, коэффициент для вас будет 2,3! Просто вдумайтесь, то есть если ставка на ваш авто к примеру 4000 рублей, то вам нужно будет заплатить 4000 Х 2,3 = 9200 рублей.

Прокатались мы год, без аварий, вам присваивается «1» класс водителя. И если смотреть в таблицу, то КБМ будет равен — 1,55

Класс водителя ОСАГО на сайте РСА или КБМ

Далее еще год без аварий, «2» класс водителя, КБМ – 1,4

Третий год безаварийного стажа – «3» класс водителя, КБМ – 1

Класс водителя ОСАГО на сайте РСА или КБМ

Собственно так далее, как видите ничего сложного, но внизу я обязательно предоставлю видео с расчетом, так что смотрите.

Если будете соблюдать правила и кататься 15 лет без аварий, то максимальный класс водителя это «13», возможная скидка 50%! То есть вам КБМ – 0,5. Значит если базовый тариф на ваш авто, к примеру, 4000 рублей, вы заплатите всего 2000 рублей, не плохо правда?

Класс водителя ОСАГО на сайте РСА или КБМ

Вот так и рассчитывается класс водителя, который характеризуется КБМ. Но что делать, если вы совершили аварию, причем по вашей вине?

К чему привязан КБМ – к автомобилю или водителю?

Изначально в законодательстве по ОСАГО была прописана привязка КБМ к автомобилю.

Подробнее о законодательстве по ОСАГО можно ознакомиться в разделе – «Закон об ОСАГО и иные нормативные акты»

Это вызывало много споров. Так как автовладельцы, продавшие свое старый автомобиль и купившие новый, сталкивались с тем, что их накопленная скидка за безаварийность обнулялась. КБМ приравнивался к 1 (единице).

Поэтому с 2008 года подход был изменен.

Теперь КБМ привязан к водителю. И смена автомобиля не влияет на размер скидки за безаварийность.

Более того, переход на привязку КБМ к водителю позволил более точно определять стоимость полиса ОСАГО, где в список лиц, допущенных к управлению, внесено более одного водителя.

Где в полисе ОСАГО указан КБМ?

Законодательством не предусмотрено обязательное указание применяемого коэффициента бонус-малус в полисах ОСАГО. Но порой страховые организации издают внутренние приказы, в которых обязывают сотрудников напротив фамилии каждого собственника транспорта указывать имеющийся коэффициент. Особенно это часто делают в том случае, если к управлению машиной допущено большое количество лиц. Информация вписывается в графу «Особые отметки».

Где в полисе ОСАГО указан КБМ?

Надо заметить, что КБМ водителя, расчетный КБМ обязательно указываются при оформлении заявления на страхование, которое заполняется с целью заключения либо продления полиса ОСАГО.

Ввод данных

Для того чтобы проверить свой класс водителя, достаточно лишь иметь доступ в Интернет. Такую информацию всегда можно узнать на портале союза автостраховщиков или на каком-либо другом портале, где ее предоставляют. Для этого в соответствующей графе нужно ввести такие параметры:

  1. Имя наряду с фамилией и отчеством.
  2. Число, а, кроме того, месяц и дату рождения.
  3. Номер своего удостоверения водителя.

После этого человеку предоставят информацию. Подобный вариант фиксации сведений дает возможность понизить риски мошенничества со стороны страховых и накопить скидки по коэффициенту бонус-малуса вне зависимости от того, с какой именно организацией составляется договор по ОСАГО. Как проверить класс, теперь понятно.

Положение о порядке присвоения классности водителям легкового автотранспорта

1.1. Настоящее Положение определяет порядок присвоения класса квалификации (классности) водителям легкового автотранспорта (далее — водители) администрации города _________.

1.2. Присвоение класса квалификации (классности) водителям производится комиссией по присвоению класса квалификации водителям легкового автотранспорта администрации города _________ (далее — комиссия).

2.1. Квалификация 3-го, 2-го и 1-го класса может быть присвоена водителям, которые прошли подготовку или переподготовку по единым программам и имеют водительское удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств.

2.2. Квалификация 3-го класса присваивается водителю, имеющему водительский стаж работы в администрации города _________ не менее года, при наличии у него в водительском удостоверении разрешающей отметки «B».

2.3. Квалификация 2-го класса присваивается водителю, имеющему стаж работы не менее трех лет в качестве водителя 3-го класса в администрации города _________, при наличии у него в водительском удостоверении разрешающей отметки «D».

2.4. Квалификация 1-го класса присваивается водителю, имеющему стаж работы не менее двух лет в качестве водителя 2-го класса в администрации города _________.

2.5. Кроме требований, предусмотренных п. п. 2.2, 2.3 и 2.4 настоящего Положения, присвоение водителю класса квалификации производится при условии:

  • отсутствия за последний год работы нарушений Правил дорожного движения;
  • отсутствия нарушений правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций;
  • соблюдения трудовой дисциплины.

2.6. Вопрос о присвоении класса квалификации рассматривается комиссией на основании заявления водителя.

2.7. Присвоение класса квалификации (классности) оформляется приказом начальника управления кадров и муниципальной службы администрации города _________ на основании протокола комиссии.

2.8. Ежемесячная надбавка за классность устанавливается в следующих размерах:

  • водителю 2-го класса — 10% должностного оклада;
  • водителю 1-го класса — 25% должностного оклада.

3.1. Если водитель 2-го или 1-го класса систематически нарушает Правила дорожного движения и эксплуатации автомобиля, по ходатайству руководителя структурного подразделения решением комиссии ему может быть понижена классность.

3.2. Понижение класса квалификации оформляется приказом начальника управления кадров и муниципальной службы администрации города _________ на основании протокола комиссии.

3.3. Водителям, которым было произведено понижение класса квалификации, классность может быть присвоена на общих основаниях, но не ранее чем через год.

4.1. Подготовка и организация проведения заседания комиссии возлагаются на секретаря комиссии.

4.2. Формой работы комиссии является заседание под руководством председателя или его заместителя. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. Решение комиссии принимается простым большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов членов комиссии решающим является голос ее председателя.

4.3. Заявление водителя о присвоении класса квалификации на имя председателя комиссии принимается секретарем комиссии. К заявлению прилагаются:

  • копия трудовой книжки;
  • копия водительского удостоверения;
  • ходатайство о присвоении класса квалификации руководителя структурного подразделения.

4.4. Ходатайство руководителя структурного подразделения о понижении водителю класса квалификации на имя председателя комиссии принимается секретарем комиссии. К ходатайству прилагаются:

  • копии документов о наложении дисциплинарных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, за нарушение правил технической эксплуатации, правил техники безопасности, рабочих инструкций и т.д.;
  • копии документов о нарушении Правил дорожного движения.

4.5. Секретарь комиссии не позднее чем за неделю до начала работы комиссии сообщает водителям о дате, времени и месте проведения аттестации.

4.6. Решение комиссии оформляется протоколом, который утверждается председателем комиссии и передается в управление кадров и муниципальной службы администрации города для подготовки проекта приказа.

Эксперт журнала

«Отдел кадров

бюджетного учреждения»