Нужна ли страховка на прицеп к легковому автомобилю в 2019 году?

Много вопросов у автомобилистов, которые ездят с прицепами, традиционно вызывает страховка:

Нужно ли страховать прицеп?

В законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (статья 4, пункт 3) сказано:

«Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:

д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям».

Таким образом, автоприцеп, принадлежащий частным владельцам легковых автомобилей, страховать не нужно, а прицеп, принадлежащий компаниям, либо частным владельцам грузовых автомобилей, нужно.

Особенности и виды прицепов

Прицепы применяются для различных целей, таких как перевозка строительных и хозяйственных материалов, вещей и других грузов. Их особенность заключается в том, что осуществление транспортировки возможно, только если имеется ведущий автомобиль. Современные прицепы различаются по классификации, они бывают:

  • в виде платформы;
  • бортовыми;
  • самосвальными;
  • тентованными;
  • полуприцепы;
  • одно-и двухосными;
  • изометрическими.

Одной из главных особенностей всех видов прицепов является грузоподъемность. Если данный показатель превышает 750 кг, то такие устройства оснащаются тормозной системой, не связанной с автомобильной. Также, к примеру, у двухосных прицепов борта с поворотным механизмом, что делает их маневренными.

Особенности и виды прицепов

Ежегодно как опытные водители, так и новички интересуются, не изменилась ли законодательная база и нужна ли страховка на прицеп к легковому автомобилю в 2019 году. Они не всегда знают, где найти верный ответ. Правила часто меняются.

Для легковых авто

В обновленной редакции ФЗ об ОСАГО с 2014 г. ст. 4 пункт 3 сказано, что оформление страховки на прицеп для легковых автомобилей физлицам не требуется. Подобная норма действует с 2007 г.

Сегодня обязательное ОСАГО на прицепы для легковых авто частным лицам отменено. Теперь оформить полис можно по желанию, заставить это сделать никто не вправе. Но есть одно важное условие: ТС не должно превышать вес 3500 кг. Юридическим лицам требуется ставить отметку в полисе ОСАГО – «Управляется с прицепом».

Также есть важный нюанс, касающийся пересечения границы РФ. Многие не знают, надо ли страховать прицеп для легкового авто, выезжая в другую страну. Это нужно делать обязательно. ОСАГО отменено только в России.

Еще один важный вопрос: «Требуется ли вписывать прицеп в страховку автомобиля?». Это нужно делать только для грузового транспорта в момент оформления ОСАГО, а также юрлицам.

Особенности и виды прицепов

Для грузового транспорта

Отметка в ОСАГО на прицеп к грузовому автомобилю делается обязательно. Отдельный документ не выдается. Дело в том, что тягачи (фуры) в течение дня могут ездить с разными прицепами. Отметка в полисе позволяет устанавливать различные виды дополнительных ТС.

Часто бывает, когда оформляется страховка на грузовой автомобиль, у собственника возникает вопрос: «Нужна ли она на прицеп?». Отдельно получать такой документ не требуется.

Читайте также:  Как оформить ОСАГО онлайн: пошаговая инструкция

Типы прицепов и их обозначение

В зависимости от полной массы ТС, раздел 5 ГОСТ Р 52051-2003 выделяет несколько категорий, каждая из которых имеет свое обозначение:

Категория O1 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 тонны.

Категория O2 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 тонны.

Категория O3 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 тонн.

Категория O4 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 тонн.

Эксплуатация типов 03 и 04 требует в правах отметки «ВЕ» и определяется в ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения».

Нужны ли права на прицеп к легковому автомобилю в году?

Приобретая для персональных потребностей прицеп, владельцы бывают недостаточно осведомлены о том, возникнет ли необходимость открывать дополнительную категорию в удостоверении водителя.

Перед покупкой автомобильной техники ознакомьтесь с эксплуатационными и юридическими тонкостями, которые предусмотрены в законодательстве на 2021 год.

Иначе вы можете неумышленно нарушить правила дорожного движения, создать аварийную ситуацию, а также быть оштрафованным за не вовремя оформленное ТС.

Прицеп, его виды — официальная терминология

Нужны ли права на прицеп к легковому автомобилю в году?

П . 1.2 ПДД определяет понятие прицепа следующим образом:

«Прицеп»— транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

Официальная терминология в зависимости от технических характеристик прицепов подразделяет их на несколько видов:

  • легкие — представляют собой ТС, имеющие полную массу, не превышающую 750 кг;
  • тяжелые — полная масса трейлера больше 750 кг, в комплектацию входит тормозной механизм;
  • тягач — используется в качестве буксировочного транспортного средства для легковой машины.

При необходимости открывать еще одну категорию для вождения автомобиля с прицепом рекомендуется знать ряд терминов, на которых основывается профессиональная терминология:

  • Грузоподъемностью называют предельную массу груза, которую он способен перевозить.
  • Снаряженной обозначают собственную массу прицепа, в том числе с массой запчастей, идущих в комплекте к транспортному средству.
  • Полной (или разрешенной максимальной) массой прицепа считают сумму снаряженной массы и грузоподъемности.

Типы прицепов и их обозначение

Нужны ли права на прицеп к легковому автомобилю в году?

В зависимости от полной массы ТС, раздел 5 ГОСТ Р 52051-2003 выделяет несколько категорий, каждая из которых имеет свое обозначение:

  • Категория O1 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 тонны.
  • Категория O2 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 тонны.
  • Категория O3 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 тонн.
  • Категория O4 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 тонн.
  • Эксплуатация типов 03 и 04 требует в правах отметки «ВЕ» и определяется в ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения».

Виды страховых полисов на прицепы

В прямой зависимости от количества водителей, которые допускаются к вождению автомобилем с прицепом, различается несколько видов страховок ОСАГО. Документ может быть ограниченным и неограниченным.

Ограниченная страховка

Данный вид страхового документа подразумевает увеличение общего количества лиц, что допущены к управлению транспортным средством с прицепом.

Кроме того, подразумевается исключение определенных людей из установленного перечня.

Для получения подобного полиса, водитель должен направить в страховую организацию специальное грамотно составленное официальное заявление.

По стоимости такой полис немного дешевле, чем аналогичный документ неограниченного типа.

Виды страховых полисов на прицепы

Также документ изначально не предусмотрен для юридических лиц.

Читайте также:  Заявление - досудебная претензия по ОСАГО на УТС

Неограниченная страховка

Что касается полиса неограниченного типа, то данный вид страховки характеризуется некоторыми особенностями.

Самая главная заключается в том, что если владелец дал устное разрешение на эксплуатацию авто и оформил официальную доверенность на иного человека, неограниченная страховка будет распространяться именно на этот случай.

Если владелец авто примет решение доверить управление автомобилем иному лицу, вносить изменения или разные дополнения вносить в полис не потребуется.

Говоря иными словами, ответ на вопрос, нужна ли отметка в ОСАГО на легковой прицеп, будет отрицательным. Это более функциональный страховой документ, стоимость которого немного выше ограниченного.

Действия при ДТП с прицепом

При эксплуатации легкового автомобиля с прицепом при себе необходимо держать и по просьбе предоставлять инспектору патрульной службы четыре документа:

  1. Водительское удостоверение.
  2. СТС на машину.
  3. СТС на автоприцеп.
  4. Полис ОСАГО на автомобиль в отдельных случаях с пометкой «используется с прицепом».
Действия при ДТП с прицепом

ДТП, при котором автоприцеп пострадал в том числе, оформляется аналогично происшествию без участия прицепной техники. И также может быть оформлено по Европротоколу. Только в документы вносится пометка, что автотранспорт находился в связке с прицепным агрегатом, указываются его регистрационные данные.

Страхование прицепа для легкового автомобиля физическим лицам необязательно. За исключением  эксплуатации автопоезда с целью перевозки опасных грузов или полной массой свыше 3,5 тонн. Юридические лица и владельцы грузовых прицепов проходят эту процедуру обязательно.

Период страхования

Есть примечательная деталь – при страховании прицепов необязательно заключать страховой договор на год, можно сделать это на тот период, когда прицеп активно используется. Такой подход позволяет автовладельцам ощутимо экономить. Но законодательством установлены минимальные сроки действия ОСАГО.

Юридические лица страхуются на полгода, а физические лица на 3 месяца.

Тем, кто собрался страховать транспорт по ОСАГО, полезно прочитать статьи про страхование:

  • без предоставления авто;
  • не являясь собственником;
  • на трактор;
  • на мотоцикл;
  • не имея прав;
  • на такси;
  • в другом регионе;
  • через сайт Госуслуги.

Правила страхования прицепов на автомобиль

Узнав, нужно ли страховать прицеп к легковому автомобилю в 2019 году, и какие бумаги могут требоваться для осуществления подобной операции, самое время перейти к еще одному немаловажному вопросу – стоимости ОСАГО, которая рассчитывается по следующей таблице:

Категория транспортного средства, используемого для сцепки с погрузочной платформой Повышающий коэффициент (вычисляется исходя из цены обязательного полиса на самоходную технику)
Легковая машина (В), весом до 3500 кг
Грузовое ТС, чья масса колеблется от 3,5 до 16 тонн (С1) 1.4
Тяжелые тягачи, вес которых превышает 16 т. (С)
Спец. техника (погрузчики, трактора, строительные краны и тельферы)

Если же у водителя имеется обширный опыт вождения, то конечная стоимость договора о страховании движимой собственности для него немного снизится. А вот при наличии в бланке нескольких лиц, допущенных к управлению ТС, цена на ОСАГО наоборот, вырастет.

Ранее мы выяснили, что страховать прицеп к легковому автомобилю надо, при условии, что его владелец зарегистрирован, как юридическое лицо. При этом следует уточнить, что чаще всего отдельная корочка на безмоторные транспортные средства водителю не выдается. Ставится грузовая платформа на учет СК путем добавления в действующий полис пометки «автомобиль используется с прицепом», расположенной в графе под номером 2.

Если у владельца авто есть прицеп, то при его эксплуатации он должен иметь при себе соответствующие бумаги. В противном случае у него возникнуть проблемы с сотрудниками ГИБДД. К таким документам относят:

  • ПТС и СТС для обоих ТС;
  • страховой полис;
  • инструкция по эксплуатации;
  • ряд сопроводительных бумаг на груз (лицензия, разрешения, сертификат безопасности и т. д.);
  • диагностическая карта (если проводился техосмотр).

Все документы должны быть предоставлены в виде оригиналов.

При оформлении страховки проследите, чтобы сотрудник страховой вписал информацию о прицепе в полис. В графе «Особые отметки» должна появиться запись: «Используется с прицепом». Однако модель прицепа и его технические характеристики упоминать в полисе нельзя – это нарушение правил ОСАГО. Водитель имеет право сменить прицеп на другой или использовать разные, на страховку это не влияет.

Без диагностической карты с СТО заключить договор ОСАГО невозможно. Значит ли это, что отдельно нужно проводить техосмотр прицепа и показывать страховщику две карты? Нет, достаточно акта о результатах ТО автомобиля. Однако после ДТП с участием прицепа могут возникнуть проблемы: страховая сошлётся на то, что техническое состояние прицепа не установлено, и откажется платить. Лучше отдать его на ТО, получить карту и спать спокойно.

И ещё 2 важных момента:

  • ДТП с участием автомобиля с прицепом можно оформлять по Европротоколу (без участия ГИБДД), если соблюдены другие обязательные условия. Раньше, когда прицеп классифицировался как отдельное ТС, это было исключено: ведь Европротокол допустимо заполнять только при столкновении двух транспортных средств. Теперь такой проблемы нет.
  • Если вы едете в другую страну, покупать дополнительную страховку на прицеп нужно. Это связано с тем, что в большинстве стран отдельное страхование прицепов обязательно. Напомним, что за рубежом действует не ОСАГО, а «Зелёная карта».

По КАСКО прицеп тоже страхуется отдельно. Причём страховка обойдётся дороже, чем на автомобиль – прицеп легче угнать.

Нужен ли на прицеп техосмотр и диагностическая карта?

Проходить техосмотр на прицеп легкового автомобиля отдельно также не нужно. Вообще, талон техосмотра давно ушёл в прошлое вместе с обязанностью предъявлять его сотрудникам ГИБДД при остановке. На сегодняшний день, 2021 год, факт прохождения техосмотра подтверждается выданной пунктом технического осмотра диагностической карты. Но проверять её наличие законодательство возложило на страховые компании, и диагностическая карта становится нужна только для приобретения полиса ОСАГО.

Таким образом, для прицепов легковых машин ни проходить техосмотр, ни наличие диагностической карты не нужно.

Каков период страхования?

Застраховать прицеп можно на год или на тот сезон, когда его планируется использовать ТС. Если зиму или лето он простоит в гараже, то нет смысла тратиться на больший период страхования. Существует ряд ограничений:

  1. Минимальный срок страхования для физических лиц – 3 месяца.
  2. Минимальный срок страхования для юридических лиц — 6 месяцев.
  3. Минимальный срок не делится на несколько периодов.

ВАЖНО! От выбранного периода будет зависеть стоимость ОСАГО. Чем меньше срок страховки – тем ниже цена.