Что такое добровольное страхование гражданской ответственности

Ст. 4 Закон об ОСАГО в последней действующей редакции от 1 января 2020 года.

Комментарий к ст. ГК РФ

1. Страхование причинителем вреда риска своей ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц не освобождает его от обязанности возместить вред потерпевшему. В частности, потерпевший вправе (да и то согласно ст. 931 ГК не всегда), но не обязан предъявить требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы непосредственно к страховщику. Если же он этого не желает, ответственность перед ним должен нести сам причинитель вреда.

2. Коммент. ст. рассчитана на ситуацию, когда вред потерпевшему с его согласия частично возмещен страховой организацией. В оставшейся части вред возмещается самим причинителем вреда, что полностью согласуется с принципом полного возмещения вреда.

Что такое несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств?

Что такое несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств?

Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей. Указанное следует из ч. 1 ст. КоАП РФ.

Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, влечет наложение административного штрафа в размере 800 рублей (ч. 1 ст. КоАП РФ).

По общему правилу водитель транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки, в том числе, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом (п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее – ПДД)).

Читайте также:  КАСКО отказ от возбуждения уголовного дела

При переходе права собственности на транспортное средство от страхователя к иному лицу новый владелец обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им (п. 2 ст. 4 Федерального закона от N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», (далее – Закон N 40-ФЗ)).

Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:

а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;

б) транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;

в) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования;

д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;

е) транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.

Таким образом, ч. 1 ст. КоАП РФ не могут быть привлечены к ответственности вышеперечисленные лица, поскольку обязанность по получению полиса ОСАГО для них законом не предумотрена.

Из системного толкования ч. 1, 2 ст. 4, ст. 1 (понятие «владелец транспортного средства») Закона N 40-ФЗ следует, что до истечения 10-ти дневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса, что также вытекает из п. 2.1.1 ПДД, предусматривающего обязанность водителя иметь при себе данный страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом.

назад вперёд

Что такое ДСАГО

Это добровольное автострахование ответственности автовладельца. Называют его по-разному: ДСАГО, ДГО, ДАГО. В статье мы будем называть его ДСАГО, но под этим названием будем понимать все виды полисов добровольного страхования гражданской ответственности владельца. Бывает, что ДСАГО выписан на одном бланке с каско, но даже в такой ситуации работают они по-разному: каско защищает автомобиль страхователя, а ДСАГО — других участников движения, их имущественные интересы. Как работает такой полис страхования — проще всего объяснить на примере.

Читайте также:  Даешь капитализм: в России около 10 млн частных инвесторов

п. 14 ст. 32.9 ФЗ «Об организации страхового дела»

Какой ущерб компенсируют разные страховки

Вид ущерба, компенсируемого страховкой Каско ОСАГО ДСАГО
Ущерб автомобилю виновного владельца страховки Да Нет Нет
Ущерб, который виновный владелец страховки причинил другим участникам дорожного движения Нет Да, в пределах 400 000 Р Да, в части, превышающей 400 000 Р

Ущерб автомобилю виновного владельца страховки Каско Да ОСАГО Нет ДСАГО Нет Ущерб, который виновный владелец страховки причинил другим участникам дорожного движения Каско Нет ОСАГО Да, в пределах 400 000 Р ДСАГО Да, в части, превышающей 400 000 Р

Допустим, водитель попал в ДТП и виноват в произошедшем. Если у водителя есть только каско, ему отремонтируют машину или оплатят ремонт по тем условиям, которые указаны в его полисе. Если только полис ОСАГО — возместят ущерб пострадавшим в ДТП и их имуществу, но не более 400 000 Р. Этот ущерб оплатит страховая компания виновника ДТП. А вот виновнику ДТП придется ремонтировать автомобиль за свой счет.

Если ущерб больше, пострадавшие могут обратиться в суд и взыскать разницу с виновника в порядке гражданского судопроизводства. В этом случае и придет на помощь полис ДСАГО — при условии, что договор такого страхования был заключен. 400 тысяч возместит страховая компания по полису обязательного автострахования. А все, что больше, — страховая по договору ДСАГО. И водителю не придется самому выплачивать пострадавшим деньги.

Ну и что? 

Виновникам ДТП придется доплачивать за ущерб

Если авария произойдет не по вине владельца полиса ДСАГО или тех, кто был допущен к управлению, — полис не поможет, ущерб будут покрывать по тем полисам, которые есть у водителя. Если есть действующий полис каско — машину отремонтируют по нему. Если у виновника есть только полис ОСАГО, будут считать размер ущерба, и если он окажется меньше 400 тысяч — виновнику из своего кармана платить не придется.

Казалось бы, 400 тысяч рублей — большая сумма, и в большинстве случаев ее действительно хватает для покрытия ущерба. Но ситуации бывают разные. Например, можно попасть в аварию с участием нового Лексуса, который стоит как однокомнатная квартира в Москве. В этом случае покрытие по полису ОСАГО может оказаться недостаточным.

Отдельного закона для ДСАГО нет. Оно регулируется следующими документами:

  1. Глава 48 ГК РФ об основных требованиях к страхованию.
  2. Закон «Об организации страхового дела в РФ» — о правах и обязанностях страхователей и страховщиков.
  3. Закон «О защите прав потребителей». Страхование — это услуга, а страхователь — ее потребитель. Если страховая компания не соблюдает условия договора — она нарушает права потребителя.
  4. Указание ЦБ РФ от  № 3380-У, Указание ЦБ РФ от  № 3854-У. В них прописаны требования к страховым компаниям и условиям страхования.
  5. Стандарты Всероссийского союза страховщиков — содержит единые требования к оформлению договоров страхования.

Примечание к документу

В соответствии со статьей 33 настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2003 года, за исключением:

— пунктов 1 и 2 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу с 1 июля 2003 года;

— главы III и статьи 27 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу с 1 июля 2004 года.

Положения настоящего Федерального закона, предусмотренные в отношении создания профессионального объединения страховщиков и условий выдачи страховщикам разрешений (лицензий) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона — с 7 мая 2003 года.

Регресс за европротокол отменили

Регресс – это право обратного требования. В случае ОСАГО право страховой компании потребовать с виновного водителя деньги в размере выплаченного потерпевшему страхового внесения поправок страховщики требовали с виновников ДТП выплаченные суммы, за то, что они в течение 5 рабочих дней не направили или не вручили страховщику свой экземпляр европротокола.

Более подробно вопрос о том, как избежать такого регресса, мы рассмотрели в нашей специальной статье.

Теперь страховщики лишены такого права, поскольку подпункт «ж» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО официально утратил силу с 1 мая 2019 года.

Регресс за европротокол отменили
Было до 1 мая Стало по новому закону
1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если: … ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия; Подпункт «ж» утратил силу и не действует.

Но это не значит, что у водителей исчезла обязанность по предоставлению страховщику европротокола. Обязанность осталась, но теперь за её неисполнение не накажут рублём.