Понятие и состав специализированного жилищного фонда

Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ) N 188-ФЗ от 29.12.2004 (Список изменяющих документов). Глава 10. Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими

Виды помещений специализированного жилищного фонда

К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся:

  1. служебные жилые помещения;
  2. жилые помещения в общежитиях;
  3. жилые помещения маневренного фонда;
  4. жилые помещения в домах социального обслуживания граждан;
  5. жилые помещения для временного поселения вынужденных переселенцев;
  6. жилые помещения для временного поселения беженцев;
  7. жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;
  8. жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Жилые помещения могут быть отнесены к специализированному жилищному фонду только распоряжением либо федерального органа исполнительной власти (для государственного жилья), либо местного органа власти (для муниципального жилья). Но если жилые помещения закреплены за министерствами и ведомствами, то порядок включения таких помещений в специализированный жилищный фонд может также регламентироваться нормативными актами этих министерств и ведомств.

Жилье, отнесенное к специализированному жилому фонду, может использоваться по назначению только после решения соответствующего органа. Такие жилые помещения должны быть пригодными для проживания граждан и быть благоустроенными.

При этом жилое помещение не может быть отнесено к специализированному жилищному фонду, если оно занято по договору социального найма, договору найма жилья, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, договора аренды, а также, помещение имеет обременение прав.

Состав жилищного фонда

В зависимости от формы собственности жилищный фонд РФ (ст. 19 ЖК) подразделяется на частный, государственный и муниципальный.

Частный — это совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц. В собственности граждан могут быть жилые дома, приватизированные, построенные квартиры, комнаты, квартиры в жилых домах жилищных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, приобретенные гражданами на иных основаниях, предусмотренных законом. В этот же фонд входят жилые помещения, находящиеся в собственности юридических лиц, кооперативных и общественных организаций, построенные или приобретенные за счет собственных средств.

Государственный фонд составляет совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд РФ; жилищный фонд субъектов РФ). Он включает в себя ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности РФ и находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности.

К государственному фонду субъектов РФ относится фонд, принадлежавший республикам в составе РФ, краям, областям, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу, а также фонд, находящийся в хозяйственном ведении или в оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности (бывшие дома Советов и ведомств).

Жилые помещения из этого фонда предоставляются работникам соответствующих ведомств на условиях договора социального найма. Кроме того, в отдельных случаях жилые помещения этого фонда могут предоставляться в собственность гражданам.

Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от N 1235 государственные жилые помещения, закрепленные за МВД на праве оперативного управления, предоставляются в собственность членам семьи сотрудника органов внутренних дел РФ, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученного в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел; инвалидам I и II групп, получившим инвалидность в период прохождения службы в органах внутренних дел. Этот фонд может использоваться по специальному назначению с установлением особого правового режима в порядке, предусмотренном законом.

Так, в силу Закона РФ от N 4530-1 «О вынужденных переселенцах» фонд жилья для временного поселения вынужденных переселенцев является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении органов миграционной службы. Жилое помещение из этого фонда может передаваться в собственность органам местного самоуправления с сохранением за территориальным органом миграционной службы права заселения его вынужденными переселенцами на основе договора.

Муниципальный жилищный фонд состоит из жилых помещений, являющихся собственностью района, города, а также ведомственного фонда, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений, то есть в муниципальный жилищный фонд вошли те дома, которые раньше принадлежали местным Советам и ведомствам соответствующего уровня.

Читайте также:  Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства

В числе прав нанимателя по договору социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда особое место занимает возможность приватизировать занимаемое жилое помещение.

Верховный Суд РФ неоднократно высказывал позицию, согласно которой факт включения объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий не должен влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность (Определение ВС РФ от N 46-В11-3).

Однако на практике нередко возникает проблема: гражданам отказывают в приватизации жилых помещений по причине включения жилых домов в состав имущества приватизируемого предприятия, в результате чего жилые дома оказываются в частной собственности приватизированных предприятий, а собственники этих предприятий требуют заключения с нанимателями договоров коммерческого найма или выкупа занимаемых ими помещений.

Обязанности управляющей компании многоквартирного дома по закону РФ

Законодательством определено несколько форм управления многоквартирным домом (ч. 2 ст. 161 ЖК):

  • непосредственно собственниками дома (если количество квартир в нем не превышает тридцати);
  • товариществом собственников жилья либо кооперативом (жилищным или иным специализированным);
  • управляющей компанией.

Управляющая компания является коммерческой коммунальной организацией, выполняющей функции по содержанию жилищного фонда в нормативном состоянии. Общим собранием собственников помещений в доме определяется способ управления МКД и, в случае выбора УК, с ней заключается договор управления. В самом договоре прописываются обязанности управляющей компании в соответствии со ст. 161 и 162 ЖК:

Выполнение работ и оказание услуг, связанных с управлением домом:

  • прием, хранение и предоставление необходимой технической документации на многоквартирный дом;
  • сбор, хранение и поддержание в актуальном состоянии реестра владельцев помещений в доме, предоставление информации о них в определенных случаях по запросу;
  • планирование мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества МКД и согласование их с жильцами на общем собрании;
  • подготовка документации для проведения общего собрания собственников;
  • организационные мероприятия по выполнению работ и оказанию услуг, согласованных с жильцами дома;
  • организация расчетов за коммунальные услуги и ремонт общего имущества с оформлением квитанций, их рассылкой собственникам, а также информирование об изменении тарифов платы за коммунальные ресурсы и жилое помещение.

Выполнение работ с целью поддержания жилищного фонда в надлежащем состоянии, осуществление ремонтных работ общего имущества МКД:

Обязанности управляющей компании многоквартирного дома по закону РФ
  • периодический осмотр видимых частей конструкций дома;
  • проверка кровли, ее своевременный ремонт, очистка от снега и наледи;
  • работы, направленные на содержание в надлежащем виде фасада, лестниц, внутренней отделки, окон, дверей, полов (периодическая проверка, своевременный ремонт, проведение уборки);
  • проверка исправности и своевременная замена неисправных общедомовых приборов учета ресурсов, техническое обслуживание инженерных сетей, ремонт общего имущества МКД;
  • проверка и проведение работ по устранению неисправностей в вентиляционных системах дома;
  • работы по содержанию придомовой территории, мест накопления твердых бытовых отходов;
  • обустройство доступности входа в МКД для маломобильных групп населения.

Постоянное и качественное предоставление коммунальных услуг собственникам или пользователям помещений, расположенных в доме, а также содержание инженерных сетей в готовности предоставить коммунальные услуги:

  • поставляемый потребителям коммунальный ресурс должен соответствовать необходимому объему и качеству;
  • обязанность заключать с организациями-поставщиками ресурсов договора на их приобретение;
  • снимать ежемесячно показания с общедомового прибора учета (при его наличии) и по требованию предоставлять информацию потребителю;
  • если на общем собрании владельцев помещений в доме принято решение об установке общедомового прибора учета, то УК должно в трехмесячный срок обеспечить его установку и ввод в эксплуатацию.

Информирование собственников помещений о своей деятельности:

  • путем размещения в ГИС ЖКХ;
  • ответом на запрос граждан;
  • в форме ежегодного отчета перед собственниками в течение первого квартала текущего года за предыдущий календарный год.

А так же иная деятельность по управлению МКД.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ

(в ред. Постановления Правительства РФ от N 1417)

В соответствии со статьей 17 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила пользования жилыми помещениями.

2. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. N 415 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР и Типового договора найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в РСФСР" (СП РСФСР, 1986, N 2, ст. 10);

подпункты "в" и "г" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 января 1992 г. N 34 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу некоторых решений Совета Министров РСФСР по вопросам регулирования жилищных правоотношений" (СП РФ, 1992, N 6, ст. 31);

пункт 3 приложения N 2 к постановлению Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. N 726 "О признании утратившими силу и внесении изменений в некоторые решения Правительства Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 2860).

Председатель Правительства Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Законодатель регламентировал основополагающие правила того, как право собственности использования жилплощади по договору социального найма переходит физлицу. Последовательность снабжения жилых помещений зафиксирована в ст. 57-59 ЖК РФ. Эти правила обязательны для исполнения на всех уровнях государственной власти, как на федеральном, региональном, так и муниципальном.

Порядок предоставления гражданам жилых помещений подразумевает соблюдение очередности после того, как физлицо встанет на учет жилищного фонда. Однако современные НПА предусматривают и исключения из общего правила, по которому идет выдел жилья для использования гражданами РФ вне очереди. Согласно ст.

  • физлицам, квартира которых находится в аварийном состоянии, что подкреплено соответствующими постановлениями уполномоченных органов;
  • детям-сиротам, а также детям, которые остались без родительского попечения;
  • гражданам, которые страдают от тяжелых хронических заболеваний (их перечень закреплен в ст. 51 ЖК РФ).

После того как наниматель жилого помещения по договору социального найма будет принят на учет и напишет заявление, уполномоченные лица жилищного фонда должны принять решение о том, наделить субъект правоотношений имуществом для использования в жилых целях или же вдвинуть отказ. Подобное решение должно быть принято в срок, который установлен НПА.

Наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право получить жилье именно в том месте, где он проживает. Информация о подобном волеизъявлении субъекта должна быть включена в заявление. Наймодатель в таком случае обязан предоставить имущество на указанной территории, причем квартира должна иметь все технические и санитарные условия для комфортного проживания.

Предлагаем ознакомиться: Какую декларацию подавать при продаже автомобиля

Условия предоставления жилья детям-сиротам?

Право на получение бесплатного жилья детьми-сиротами возникает в следующих случаях:

  • если у ребенка не имеется жилого помещения по договору социального найма (он не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма) либо в собственности;
  • если у ребенка имеется жилое помещение по договору социального найма (он является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма) либо в собственности, но его проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным;
  • проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если в таком жилом помещении вместе с ребенком проживают лица, лишенные родительских прав в отношении этих детей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения (п. 3 ст. 72 ЖК РФ)
  • Подробнее

    Если совместное проживание детей и граждан, лишенных родительских прав, признано судом невозможным, такие граждане по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора могут быть выселены из жилого помещения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ (п.2 ст. 91 ЖК РФ).

  • лица, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно (п.1 ст. 51 ЖК РФ);
  • кроме того, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях может быть признано невозможным в следующих случаях:
  • жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в установленном порядке (Постановление Правительства РФ от № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»);
  • общая площадь жилого помещения на одного человека меньше учетной нормы площади (ст. 50 ЖК РФ).

Это обязательные условия предоставления жилья детям-сиротам, установленные на федеральном уровне.

На региональном уровне могут быть установлены иные основания признания проживания детей-сирот в ранее занимаемых помещениях невозможным и условия предоставления жилья детям-сиротам.

Читайте также:  За какие долги имеют право отнять квартиру

Также на региональном уровне определяется и порядок установления факта невозможности проживания детей в ранее занимаемых жилых помещениях.

Кто относится к детям, оставшимся без попечения родителей. Дети-сироты

Перед тем как углубиться в законодательный процесс выдела жилого помещения, необходимо понять, кого признают детьми, оставшимися без попечения родителей. В данной ситуации необходимо сделать отсылку на Семейный кодекс РФ, который фиксирует собой данную дефиницию. Так, согласно ст. 121 указанного НПА, в понятие «детей, оставшихся без попечения родителей», входят и лица, причисляемые к категории «дети-сироты». При этом основания для наделения несовершеннолетнего ребенка подобным статусом могут быть самыми разными:

  • смерть обоих родителей;
  • лишение родительских прав;
  • недееспособность родителей;
  • отказ принимать участие в воспитании и образовании детей;
  • создание родителями условий, которые несут угрозу для жизни несовершеннолетнего и пр.

Но, несмотря на неоднородность причин, в качестве основания выступает одно единственное условие – отсутствие родительского попечения в отношении конкретного ребенка. Факт отсутствия попечения со стороны родителей устанавливается либо в момент смерти законного представителя несовершеннолетнего, либо по вступлению в юрсилу судебного решения. При этом со стороны госорганов в течение 3-х дней с момента поступления сведений о детях, оставшихся без родительского попечения, должен быть осуществлен контроль условий жизни несовершеннолетнего. Все полученные данные должны быть внесены в единый госреестр, в который включены все без исключения несовершеннолетние, причисляемые к когорте «оставшихся без попечения родителей».

Основания и порядок вселения граждан в жилое помещение

Вселение осуществляется на основании договора социального найма. В случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор заключается с одним из членов семьи, проживающих в жилом помещении.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности (ст. 69 ЖК РФ). К членам семьи нанимателя относятся проживающие совместно с ним: супруг, дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи.

Последующее вселение новых членов семьи нанимателя осуществляется с письменного согласия всех проживающих членов семьи нанимателя (в т.ч. временно отсутствующих). При этом для вселения несовершеннолетних согласия остальных членов семьи нанимателя или наймодателя не требуется.

Кроме того, в жилом помещении могут проживать временные жильцы. Такое проживание допускается по взаимному согласию членов семьи нанимателя с предварительным уведомлением наймодателя.

Наймодатель вправе запретить проживание, если после вселения новых членов семьи или временных жильцов помещенияего общая площадь на каждого проживающего составит для отдельной квартиры менее учетной нормы, а для коммунальной квартиры — менее нормы предоставления. Срок проживания временных жильцов не может превышать шесть месяцев подряд.

Если же говорить не о договоре найма жилого помещения, то основанием для вселения может быть согласие собственника помещения, либо приобретение права собственности или иного права пользования помещением (например, по договору договор найма (не социального)).

Вас может заинтересовать: Абонентское юридическое обслуживание бизнеса.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.

  • План мероприятий по противодействию коррупции
  • Можно ли избежать демонтажа бассейна на арендованном лесном участке при расторжении договора аренды?
  • Судебные споры с участием Посольств иностранных государств. Анализ судебной практики

жилых помещений может включать в себя:

1) перенос и разборку перегородок;

2) перенос газовой плиты;

3) перенос и устройство дверных проемов;

4) разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир;

5) расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений.

Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборка перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.