Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению

Нормативы потребления услуг ЖКХ применяются для начисления оплаты за потребленные ресурсы при условии, что помещение не оборудовано приборами учета. Данные показатели устанавливаются в зависимости от того, сколько граждан проживает в помещении и какими системами оборудован дом.

Определение оплаты за ЖКУ

Расчет суммы, которую гражданин должен оплатить за ресурсы, которыми он пользуется, производится с учетом показаний счетчиков. Данные приборы устанавливаются в каждой квартире, имеют своей целью определить объем потребляемого ресурса на конкретную площадь.

Среди них можно выделить:

  1. время года;
  2. местность;
  3. установленные цены на топливо.

Положения Федерального закона №261 от 2009 года «Об энергосбережении…» отражает правило, согласно которому установка учетных приборов является обязательной вне зависимости от того, к какому виду и назначению оно отнесено.

Однако на практике нередко обходятся без счетчика. Причина заключается в том, что установить прибор невозможно, потому как требуется реконструкция системы инженерного типа или помещение является аварийным, либо граждане уклоняются от оборудования квартиры счетчиком.

Обратите внимание: в такой ситуации используются нормативы для расчета стоимости потребленного ресурса.

Нормативная база расчета нормативов

Для определения нормы потребляемых коммунальных услуг применяется несколько правовых актов.

К ним отнесены:

  • Постановление Правительства №306 от 2009 года «Об утверждении Правил…»;
  • Постановление Правительства №354 от 2011 года «Правила предоставления коммунальных услуг…».

Кроме того, данная сфере урегулирована постановлениями, издаваемыми региональными исполнительными органами. Введение социальных нормативов реализуется каждым субъектом в отдельности.

Важно! Если региональные нормы не установлены, используется федеральный показатель потребления.

Нормы насчитываются на человека, то есть чем больше граждан проживает в помещении, тем меньше значение потребляемого ресурса для каждого. К примеру, в Саратове применяются нормы для электроэнергии на 1 гражданина 203 кВт. Если семья состоит из 2 лиц, то значение сокращается до 127 кВт на каждого.

Аналогичные правила применяются для расчета потребления воды. В среднем по стране указанное значение составляет 7 кубов за месяц.

Нормативы потребления коммунальных услуг

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ТАРИФАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАСПОРЯЖЕНИЕ от 19 октября 2021 г. N 119-р

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА АНАЛОГОВ

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», постановлением Правительства Российской Федерации от N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», постановлением Правительства Санкт-Петербурга от N 1346 «О Комитете по тарифам Санкт-Петербурга» и на основании протокола заседания правления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от N 131:

1. Утвердить с нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах на территории Санкт-Петербурга согласно приложению 1 к настоящему распоряжению.

2. Утвердить с нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах и на общедомовые нужды на территории Санкт-Петербурга согласно приложению 2 к настоящему распоряжению.

3. Утвердить с нормативы потребления коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах на территории Санкт-Петербурга согласно приложению 3 к настоящему распоряжению.

4. Определить, что при установлении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению на территории Санкт-Петербурга применен метод аналогов.

5. Внести в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от N 97-р «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Санкт-Петербурга с применением метода аналогов» следующие изменения:

Читайте также:  Зависит ли квартплата в 2020 году от количества прописанных в квартире

5.1. Исключить пункт 6 распоряжения.

5.2. Признать утратившими силу приложения 1, 2, 3 к распоряжению.

6. Распоряжение вступает в силу с , но не ранее дня его официального опубликования.

Председатель Комитета по тарифам Санкт-Петербурга

  • Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от № 50-р «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Санкт-Петербурга»
  • Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от № 119-р «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Санкт-Петербурга с применением метода аналогов»
  • Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 22 августа 2012 г. № 250-р «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Санкт-Петербурга»
  • Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 08 июля 2016 г. № 83-р «О внесении изменений в некоторые распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга»
  • Методика, разработанная в ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство»: «Описание
  • Письмо ЖК № 02-29-77/150-1 от 13 марта 2015 г. – основание применения данной методики

Учёт платежей

Как вообще разрабатывают нормативы потребления коммунальных услуг (например, норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению)? Это делается на основании установки специальных тарифов по каждому виду услуг.

Данные цифры основаны на действии множества различных факторов:

  • затраты на оказание услуг;
  • курсы валют;
  • учитываются цены на топливо;
  • важна конкретная местность, о которой идёт речь;
  • время года, климатические и погодные условия также играют свою роль;
  • другие факторы.

Можно пояснить приведённый список. Понятно, что затраты на оказание услуг должны компенсироваться. Это важно не только само по себе, но и потому, что в коммунальной сфере нередки случаи задолженностей, которые иногда могут быть достаточно большими.

Поэтому коммунальные предприятия должны компенсировать свои затраты также и с учётом того, что не все заплатят по полученным счетам. Кроме того, должна быть и хотя бы небольшая прибыль. Имеет место влияние инфляции, необходимость проводить внеплановые ремонты и замены деталей, расширять свои технические возможности со временем — для этого прибыль может понадобиться.

Учёт платежей

Курсы валют могут иметь значение как прямо, так и косвенно. Они влияют на цены энергоресурсов, закупку техники и на различные другие цены.

Топливо не только является сырьём для отопления и подогрева горячей воды. Это важно для транспортной составляющей деятельности предприятий. Некоторые виды топлива используются для выработки электрической энергии и для других целей.

Когда говорят о местности, нужно принимать во внимание, что в составе страны есть территории с самым разным климатом. Это могут быть территории, расположенные на далёком севере, а могут быть и южные районы. Там различные требования, связанные с отоплением и другими вопросами. Кроме того, в этом вопросе важно наличие предприятий, которые вырабатывают или транспортируют тепло, газ, электричество и другие ресурсы.

Время года — это, в частности, различные тепловые режимы и разные ситуации потребления ресурсов: электроэнергии, воды и других. Так, зимой часто происходит скачкообразный рост потребления электрической энергии.

Всё это влияет на то, как рассчитываются нормативы на коммунальные услуги.

Нормы воды и водоотведения

Для горячей и холодной воды предельные значения определяются в расчет м3 на гражданина. Данный норматив может иметь значительные отличия, даже при условии определения в пределах одного муниципального района.

В формуле расчета используется несколько аспектов:

  • этажность дома;
  • степень изношенности системы коммуникаций;
  • благоустроенность квартиры.

При расчете нормы на водоснабжение нужно учитывать средний объем расхода ресурса для душа и ванной, туалета. Для примера, если установить, что 1 лицо за месячный период использует 7 кубов воды для приема ванной, то потребленная вода свыше указанного показателя должна оплачиваться в повышенном размере.

Читайте также:  Давление в системе отопления многоэтажного дома

Обратите внимание: к общедомовым нуждам в данном случае будет относится то, что осталось после вычета нормативов и показаний прибора учета. Если для горячей воды установлены счетчики, то их показания применяются для вычисления суммы.

Конституционный суд РФ признал абзац п. 42(Правил предоставления коммунальных услуг № не соответствующим Конституции РФ

С 01 января 2017 года вместо понятия «общедомовые нужды» (ОДН) в жилищном законодательстве появилось понятие «коммунального ресурса на содержание общего имущества многоквартирного дома» (КРСОИ). Но ни раньше, ни сейчас ОДН или КРСОИ по отоплению в нормах закона не было предусмотрено.

С учётом этого и закреплены в Приложении № 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 354 от г. (далее по тексту — Правила 354), формулы расчёта коммунальной услуги по отоплению.

В соответствии с пунктом 40 Правил 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Порядок расчёта платы за коммунальную услугу по отоплению указан в пункте 42 (1) Правил 354 и зависит от наличия или отсутствия индивидуальных (поквартирных) приборов учёта (ИПУ) во всех жилых помещениях МКД и общедомового прибора учёта (ОДПУ).

Но, по всей видимости, в дальнейшем нам предстоят большие изменения в действующем жилищном законодательстве по этому вопросу и, вполне возможно, что будет введено понятие КРСОИ по отоплению, благодаря принятому 10 июля 2018 года решению Конституционного суда Российской Федерации (КС РФ) № 30/П-18 «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвёртого пункта 421 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца».

Конституционный суд РФ признал абзац п. 42(Правил предоставления коммунальных услуг № не соответствующим Конституции РФ

Хотя, как показывает практика, выполнение решений КС РФ законодатели могут растянуть и на несколько лет. Да и каким образом оно будет изменено – ведомо только высшим силам, вернее, Минстрою РФ и другим разработчикам наших не всегда адекватных нормативно-правовых актов.

Но в данном случае, хочется надеяться на не слишком долгое разрешение ситуации с внесением изменений в НПА по начислениям платежей по отоплению в многоквартирных домах, так как вопрос не терпит отлагательства и от его разрешения зависит работа многих управляющих организаций.

Хотя когда разработчикам законов и власти было дело до их проблем…

Собственник квартиры в многоквартирном доме в г. Пушкино Московской области обратился в свою управляющую организацию за перерасчётом по коммунальной услуге по отоплению ввиду несогласия с тем, как она рассчитана. Соответственно, управляющая организация отказала в перерасчёте, вследствие чего недовольный собственник обратился в Пушкинский городской суд Московской области.

В исковом заявлении он просил суд обязать ответчика произвести перерасчёт за коммунальную услугу по отоплению с учётом показаний индивидуальных приборов учёта за октябрь, ноябрь и декабрь 2016 г., при этом расчёт по отоплению произвести по формулам 3 (3) и 3 (4) приложения № 2 Правил 354.

Что входит в эту статью

Зачастую управляющие компании сознательно не дают расшифровку, что входит в СОИД. Статья № 154 Жилищного кодекса дает разъяснения, какие ресурсы используются при обслуживании и содержании общего имущества многоквартирного дома.

В статью СОИД входит:

  • косметический ремонт подъездов, то есть побелка и покраска стен и потолков;
  • ремонтные услуги, связанные с поддержанием в удовлетворительном состоянии конструкций высотного дома;
  • поддержание в работоспособном состоянии лифтового хозяйства;
  • издержки на электричество, расходуемое на освещение подъездов и работу лифтов;
  • потери горячей и холодной воды при поставке потребителям;
  • поддержание территории, относящейся к многоквартирному дому (МКД)
Читайте также:  Как провести собрание собственников жилья и получить протокол

и т.п.

Кроме этого определены помещения, пространство которых необходимо учитывать для расчетов СОИД. Эта услуга необходима для поддержания санитарных, противопожарных и других норм, и зависит от площади собственника.

То есть владельцы однокомнатных квартир будут вносить меньшую плату, чем собственники трех комнатных квартир. Расчет СОИД производится на основании Постановления Правительства РФ № 354.

Сезонные работы

Работы, которые связаны с сезонностью, выделяются отдельно.

Что входит в эту статью

При расчетах учитывают:

  • Уборку снега с территории принадлежащей МКД, удаление сосулек с крыш и карнизов дома, выполняется в зимний и весенний период.
  • Зимой производятся работы внутри помещений, выполняется санитарная обработка здания.
  • Сбор и вывоз листьев в осенний период.
  • Уход за придомовой территорией, полив и облагораживание газонов выполняется с весны до осени.
  • Полив асфальта в летний период.
  • Ремонт кровли, стен, заделка швов производится только в теплое время года.

Текущий ремонт

Выполняется согласно графику работ, утвержденному жильцами дома. Его составляют работники УК после проведения осмотра инженерных коммуникаций и состояния многоквартирного дома.

На общем собрании МКД его одобряют, а руководители управляющей компании утверждают. Если возникают внеочередные работы, их включают в график. Инициатором выступает инженерная служба УК или собственник жилья.

Вывоз мусора

Уборка и вывоз мусора входит в обязанности управляющей компании. Очистка урн, которые установлены возле подъезда, должны производиться ежедневно. Однако если в этом есть необходимость, выемку мусора выполняют несколько раз в день.

Для этого в УК должен иметься график, согласно которому производится уборка территории и вывоз мусора. При этом оплата выделяется отдельной строкой в платежке с пометкой СОИД.

УК не имеет право брать дополнительную оплату за вывоз мусора, если такая статья присутствует в платежном поручении.

Электроснабжение

Вычисление норматива оплаты за электричество осуществляется на основании суммарного значения территории помещений общего пользования.

При вычислениях учитываются освещение ОИ и механизмы, которые потребляют электроэнергию:

  • проходы;
  • расположенные на этажах и между ними площадки;
  • электроснабжение лифтов, лифтовых или других, если имеются в доме, шахт;
  • пространства технического назначения;
  • территории чердаков;
  • подвальные пространства.

Вода и водоотведение

Для вычислений принимаются аналогичные данные, как и в предыдущем случае. Потребление ХВС СОИ (холодного водоснабжения) и ГВС (горячего водоснабжения) рассчитывается согласно суммарному объему пространства общего пользования.

Что входит в эту статью

Для вычислений берутся объемы помещений:

  • площадок, расположенных на этажах и лестничных маршей;
  • общих проходов;
  • подъездов;
  • холлов, вестибюлей, колясочных;
  • комнаты консьержки.

Сложнее обстоит дело с СОИ на водоотведение. В некоторых субъектах РФ норматив на водоотведение не утвержден. Поэтому в таких регионах запрещено брать отплату на эти нужды.

В платежках можно встретить платеж за отведение сточных вод. Предполагается что горячая и холодная вода, используемая для мытья полов, уборщицы сливают в канализацию. Но из-за сложности начисления и отсутствия норматива на отведение сточных вод иногда УК вообще не берут плату за водоотведение.

Отопление

Оплата за отопление предполагает, что ее предоставляют в помещениях общего пользования, то есть отапливаются холлы, подъезды, технологические этажи и т.п.

Последние изменения

Существенные изменения произошли в оплате поставленных ресурсов еще в 2017 году. Тогда было установлено, что из квитанции исключается строчка ОДН – общедомовые нужды. ОДН были исключены в качестве коммунальной услуги, однако в состав платы за жилой объект включаются расходы за потребляемые в целях содержания общего имущества МКД холодную и горячую воду, электроэнергию. Они представляют собой сейчас отдельные строки в платежном документе. Расход на ОДН определяются по нормативам.

С 1 января 2017 года начал применяться также повышающий коэффициент 1.5, используемый при определении оплаты за потребленные холодную, горячую воду и электроэнергию при отсутствии прибора учета. Это правило установлено в п. 42.

Постановление 354 Правительства РФ от о коммунальных услугах в 2019 году менялось три раза.