Закон о тахографах: штраф за отсутствие тахографа

Несколько лет подряд не утихают споры на счет того, так ли необходим среднетоннажным грузовикам тахограф? Кто не знает, тахограф – это устройство, предназначенное для контроля за эксплуатацией транспортного средства, он учитывает скорость движения, маршрут, отдых водителя и другие параметры.

Кому необходимо установить тахограф?

Напомним, что не так давно тахографы нужны были только на:

  • Грузовых авто массой более 3,5 тонн, задействованных для опасных перевозки грузов;
  • Грузовики, массой более 12 тонн, вне зависимости от специфики их эксплуатации;
  • Автобусы и микроавтобусы, с 8 и более местами для пассажиров весом более 5 тонн;
  • Автобусы и грузовики 15 и более тонн.

На 2019 год тахографом должны быть оборудованы все грузовики свыше 3,5 тонн и автобусы, занимающиеся грузо- и пассажироперевозками в коммерческих целях.

Что такое тахограф и требования к нему

Тахограф представляет собой компактный контролирующий прибор, фиксирующий параметры движения транспортного средства и условия работы водителя. Перечислим параметры, которые отслеживаются бортовым устройством.

  1. Скорость перемещения ТС.
  2. Маршрут, пройденное расстояние.
  3. Соблюдение ПДД.
  4. Отрезки времени остановки ТС.
Что такое тахограф и требования к нему

Наличие в автотранспорте тахографа позволяет устанавливать маршрут, дисциплинирует водителя. Подобная система позиционирования увеличивает степень безопасности перевозок и ситуации на дорогах в целом. Контроль скоростного режима снижает вероятность ДТП.

Но если водитель все же оказался в эпицентре аварии, тахограф докажет его невиновность или, напротив, станет свидетельством его вины. Накладывается ли штраф за езду без тахографа, и кто может быть наказан за это? На какие виды ТС должен устанавливаться этот прибор? Далее — об этом подробнее.

Зачем его необходимо устанавливать?

Сначала, тахограф был прибором, который не даст водителю-дальнобойщику или шоферу автобуса, перерабатывать сверх нормы. После того, как устройство было модифицировано и получило встроенную систему навигации, другие дополнительные опции, стало возможно отслеживать текущее местоположение транспортного средства.

Если говорить простыми словами, то прибор необходим для предотвращения аварийных ситуаций в виду усталости водителя. Штраф за езду без тахографа – это действенная мера, которая позволит исключить вероятность возникновения ДТП на трассе.

Некоторые нюансы документа, утверждающего регламент пользования тахографом

Необходимо особо отметить, что наказать могут не только в том случае. когда обнаружат факт не установки оборудования, но и по другим причинам. В частности, наказывается неработоспособность карт водителя, использование чужой карты, и неправильное функционирование устройства. Поэтому всегда важно следить за работоспособностью тахографа и соблюдением водителями всех требований к работе на ТС.

Также штрафом карается не только отсутствие оборудования, но и выезд авто с тахографом с СКЗИ за пределами нашей страны. Для международных перевозок допустимо применение устройств, соответствующих только требованиям ЕСТР.

Тахограф на автомобиль – обязательное требование. Наличие данного оборудования приносит пользу владельцам автомобилей, обеспечивает соблюдение условий труда водителей и повышает эффективность автотранспортного бизнеса.

На каких ТС в обязательном порядке должны быть тахографы

В федеральном законе №196, который устанавливает правила указано, что весь частный транспорт — пассажирский и грузовой — должен быть оснащен такими приборами. Это категории М2 и М3, N2 и N3.

Пассажирский автотранспорт подлежит оснащению тахографами, если количество мест в нем — от 8 и более и при весе — от 5 тонн. Грузовой — при весе от 3,5 до 12 тонн.

Исключение составляют следующие виды транспорта:

  • троллейбусы;
  • автобусы и маршрутки при маршруте общей протяженностью не более 50 км в одну сторону;
  • автотранспорт специальных служб (полиция) при наличии соответствующих знаков отличия;
  • ТС военной, автомобильной инспекции;
  • частные ТС общей массой не более 7,5 тонн, занимающиеся деятельностью, не относящейся к коммерции.
На каких ТС в обязательном порядке должны быть тахографы

Чтобы выяснить, нужен или нет тахограф в машине, определите, какой тип перевозок осуществляет транспорт. Если междугородний или межрегионный, то этот прибор будет обязателен к установке. К примеру, в междугородних автобусах или в служебных он нужен.

Цифровой тахограф ТЦА-02НК с встроенным блоком СКЗИ.

Тахографы не требуется устанавливать на транспорте, который задействован в работах на стройплощадке. Из этого правила есть одно исключение. Это самосвалы, которые выполняют работы в коммунальном хозяйстве.

Из всего вышесказанного можно заключить, что данный прибор должен применяться только юридическими лицами. Физическим — устанавливать его не требуется. Если вы оформлены, как ИП, то на грузовых или пассажирских машинах, которые у вас имеются, тоже должен он быть. Соответственно штрафа за тахограф на физическое лицо, которое управляет ТС не в коммерческих целях, нет.

ТАХОГРАФ И ОБУЧЕНИЕ. ВИДЕО-ОТВЕТ.

Мне задают вопрос:

…Я установил тахографы на транспортные средства. Это всё или нужно обучать работников на специалиста и контролёра?

Ответ я решил записать на видео. Так информативнее. Обязательно посмотрите видео-ответ!

  • Внимание! У нас единственное в России обучение по БДД, которое проводится при нашей экспертной поддержке на базе собственного образовательного учреждения. Это дистанционное обучение по всей России с выдачей Диплома установленного образца. А также Бонусы от нас бесплатно.
  • Подробнее…

Вверх

Наказание за езду без тахографа и карты водителя

Важно понимать, что передвижение без данного устройства грозит определенными шщтрафными санкциями:

Наказание за езду без тахографа и карты водителя
Наказание за езду без тахографа и карты водителя
Нарушение Лицо, в отношении которого выносится взыскание Сумма штрафа и статья, регламентирующая его размер
Управление ТС с отсутствующим или неисправным оборудованием водитель, должностное лицо 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП Ч1
Блокирование устройства с целью скрыть данные тахографа Водитель должностное лицо 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП Ч1
Фальсификация данных тахографа Водитель, должностное лицо штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП Ч1
Самовольная модификация аппарата Водитель, должностное лицо штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП Ч1
Корректировка данных тахографа Водитель, должностное лицо штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП Ч1
Эксплуатация Тс при помощи чуждой карты или наличие собственной просроченной карты для тахографа Водитель, должностное лицо штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП Ч1
Нарушение режима труда и отдыха Водитель 1000-3000 КоАП Ч2
Отсутствие тахографа Юридическое лицо 10000-30000
Наказание за езду без тахографа и карты водителя
Наказание за езду без тахографа и карты водителя

К сведению При этом, наказание будет вынесено не только за отсутствие прибора в кабине транспортного средства, но и за его неисправность, внесение изменений, корректировку данных, нарушение режима работы и отдыха и т.д.

Наказание за езду без тахографа и карты водителя
Наказание за езду без тахографа и карты водителя

Наказание за езду без тахографа и карты водителя
Наказание за езду без тахографа и карты водителя

Отсутствие тахографа

Чтобы иметь представление, какой штраф полагается за отсутствие в кабине АС тахографа, если его категория входит в перечень, предусматривающий обязательную установку этого контролирующего устройства, нужно дифференцировать нарушение: размер санкций зависит от того, является владелец автомобиля физическим лицом или оно принадлежит компании, занимающейся грузоперевозками. Вилки штрафов различаются и для всех других нарушений, касающихся использования тахографических комплексов.

Отсутствие тахографа

Штраф за отсутствие тахографа в году и карты водителя

Наличие тахографа на сегодняшний день является обязательным условием эксплуатации автомобиля.

Закон о его обязательной установке появился четыре года назад, а штрафовать за несоблюдение этого правила стали годом позже, дабы автовладельцы смогли успеть установить нужное устройство. До этого инспекторы ГИБДД ограничивались лишь предупреждением.

Первоначально тахограф создавался как средство уменьшения количества ДТП на европейской территории, которые происходили по вине человека. Устройство было призвано контролировать рабочее время водителя и фиксировать скорость ТС, благодаря чему, действительно, количество аварий пошло на спад. В 2018 году штраф за отсутствие тахографа не отменяется, поэтому каждый водитель обязан установить этот прибор.

Основные правила для тахографов на 2018 год

Тахограф является электронным прибором, который предназначается для диагностики и фиксирования скоростного режима, времени, а также пройденного автомобилем пути. Также устройство способно фиксировать рабочее время водителя и временной промежуток его отдыха.

Езда без тахографа для коммерческих перевозок на сегодняшний день является нарушением.

У данного устройства, помимо достоинств, есть и недостатки, которые выражаются в том, что некоторые ограничения прибора могут снизить эффективность автомобиля.

Если же такие ограничения игнорировать в угоду эффективности, то такой подход может спровоцировать самые непредсказуемые последствия, вплоть до ДТП.

Такая ситуация всегда представляет угрозу для здоровья, а иногда и для жизни водителя и пассажиров, кроме этого, авария может привести к колоссальным убыткам для организации, в которой водитель работает.

По действующему закону прибор устанавливается только на те виды ТС, которые используются в целях коммерческой выгоды, т.е. перевозят пассажиров, грузы и т.п.

На данный момент контролю за обязательной установкой устройства подвергаются нижеследующие виды автомобилей:

  • Транспортное средство из категории М2, имеющее массу 5 и менее тонн, а также оборудованное пассажирскими местами в количестве от 8 шт.;
  • Автотранспорт, подходящий категории М3, вес которого выше 5 тонн, а количество пассажирских мест более 8 шт.;
  • ТС, попадающее под категорию N2 – грузовой автотранспорт, способный перевезти грузы общей массой в 12 т и менее;
  • Грузовой автотранспорт из категории N3, который предназначается для транспортировки груза общим весом свыше 12 т.
Штраф за отсутствие тахографа в году и карты водителя

Кстати, на указанные виды автотранспорта, особенно на сравнительно новые разновидности, приборы могут устанавливаться при производстве. Они отвечают требованиям ГОСТ, поэтому вполне пригодны для эксплуатации.

Штраф за эксплуатацию ТС без тахографа

Какой штраф налагается на водителя, если он ездит без устройства? По условиям закона, эксплуатация коммерческих средств автотранспорта, не ведущих тахографический контроль, строго запрещена.

При этом ответственность за правонарушение понесёт не только водитель транспорта, но и его работодатель, так как каждая коммерческая автомашина и её водитель должны подвергаться обязательной проверке — она контролирует соблюдение регламентов перевозки пассажиров или грузов.

Кроме того, на водителя, нарушающего график, также налагаются штрафные санкции – согласно Правилам дорожного движения, непрерывное управление автомашиной допускается не более 9 ч. Такие показатели как раз и находятся под контролем устройства.

Штрафные санкции при отсутствии необходимого оборудования будут выглядеть следующим образом:

  • Если в транспортном средстве устройство не установлено, то ответственность в виде штрафа будет применена ко всем нижеследующим лицам:

Указанные лица также будут нести ответственность в случае, когда тахограф установлен, но не включен/неисправен или не имеет карты водителя. Сотрудник Госавтоинспекции вправе выписать штраф за отсутствие карты тахографа.

Требования для тахографа

Каждый контролирующий прибор, помимо прочего, должен соотноситься с регламентами, которые устанавливает законодательство.

Они определяют нижеследующие требования:

  • Наличие карточки, содержащей чип, которая прилагается к устройству;
  • Присутствие датчика движения;

Штраф за езду без тахографа в ЕС

Внимание Попытка передвижения по странам ЕС без тахографа чревата для водителя крупными штрафами. Следует помнить, что в данных странах к транспортным средствам выдвигаются определенные требования.

К числу наиболее распространенных относятся:

  • Максимальная продолжительность нахождения водителя за рулем в течение суток не может превышать 8 часов.
  • В исключительных случаях допускается нахождение водителя за рулем до 9-10 в течение суток. Но для этого нужны весомые основания, но и периодичность такого явления не должна превышать 2 раза в неделю.
  • Через каждые 4 часа нахождения за рулем водитель должен делать перерыв. Его продолжительность не может быть менее 45 минут и это время отдыха не включается в общий отдых в течение суток.
  • Минимальная продолжительность отдыха для водителя в течение суток не может составлять менее 11 часов.
  • Обязательное наличие выходного дня. В течение рабочей недели, продолжительность которой составляет от 36 до 45 часов водителю положен оплачиваемый выходной день.
  • Ответственность за работоспособность и наличие тахографа в кабине транспортного средства полностью лежит на водителе или водителях (в случае, если ТС находится по управлением нескольких человек).

К сведению В ЕС крайне редки случаи эксплуатации ТС без тахографа или с неработающим оборудованием. Сотрудник полиции, остановивший автомобиль с легкостью проверяет исправность прибора и вправе назначить штраф.

Штрафы за эксплуатацию транспортного средства без тахографа или с неисправным оборудованием в разных странах ЕС в 2020 году в Евро:

Нарушение Польша Литва Нидерланды Великобритания
Отсутствие тахографа 800 30-60 2200 До 6000
Отсутствие карты или просроченная карта 113 30-60 550 3000
Нарушение дневного режима нахождения за рулем От 40 30-60 110-1320 До 3000
Превышение допустимой недельной нормы рабочих часов за рулем От 27 30-60 О110-1100 До 3000
Самовольное внесение изменений в работу тахографа 800-2700 30-60 1760 6000

Именно поэтому водители, специализирующиеся на международных перевозках, тщательно следят за состоянием оборудования, установленного на транспортных средствах.