Всё о техосмотре: порядок прохождения, требования, стоимость, штрафы

В этом году в российское законодательство внесено много изменений, касающихся технического осмотра транспортных средств. Например, поправки, ужесточающие требования для тракторов и прочей техники, стоящей на учете в Гостехнадзоре, приняты без особой публичности 23 сентября. А еще часть изменений из-за пандемии была перенесена на более поздние сроки. Мы попытались собрать воедино все актуальные требования.

Новые статьи

Статьи / Авто недели Близнец Nissan X-Trail, но немного дешевле: стоит ли покупать Renault Koleos I за 900 тысяч рублей Если при покупке подержанного автомобиля хочется сэкономить, есть один интересный способ: купить желаемую машину в другом обличье. Например, вместо Chevrolet Spark поискать Ravon R2 или вмес… 422 0 0 Статьи / История Мастер, химик, заправщик, ракетчик и не только: бесконечные военные профессии грузовика ЗИЛ-131 С появлением армейского грузовика ЗИЛ-131 на нём началось создание обширного семейства военной автотехники и всевозможных надстроек, количество которых исчислялось несколькими сотнями. С уч… 2606 0 10 Статьи / Тесты Каблуки и пирожки: насколько ты разбираешься в советских легковых фургонах? В прошлый раз мы выясняли, насколько хорошо вы разбираетесь в истории и особенностях советских универсалов. Сегодня мы предлагаем перейти от частного к коммерческому – то есть от универсало… 6982 1 1

Новое интересное пришлем на почту!

Новые сроки прохождения техосмотра

В соответствии с поправками в законе, изменилась периодичность проведения процедуры технического осмотра транспортного средства. Напомним, ранее техосмотр необходимо было проходить легковым и грузовым автомобилям (до 3,5 тонны), возраст которых старше 3 лет.

Раз в 2 года процедура обязательна для транспорта возрастом 3-7 лет. Независимо от даты выпуска, техосмотр каждые 6 месяцев обязателен для легковых такси и автобусов, для грузовых машин тоннажем более 3, 5 тонны — ежегодно.

Согласно новым правилам, сроки проведения технического осмотра будут установлены следующие:

Новые сроки прохождения техосмотра
  1. Каждые 12 месяцев. Легковые и грузовые автомобили массой до 3,5 тонны, год выпуска которых составляет от 4 до 7 лет, прицепы и полуприцепы, мототранспортные средства. Те же группы ТС, год выпуска которых превышает 10 лет. Данные сроки распространяются на транспортные средства возрастом старше 5 лет: легковые такси и автобусы, а также грузовые машины тоннажем более 3,5 тонны, транспорт, оборудованный специальными сигналами, а также машины, используемые для обучения.
  2. Не требуется. В течение первых 4 лет после даты выпуска в обращение. К данной категории относятся: легковые и грузовые авто, прицепы и полуприцепы, мототранспортные средства.
  3. Раз в 2 года. Технический осмотр необходимо будет проходить каждые 24 месяца для машин, возраст которых 4-10 лет.

Новые правила и сроки прохождения технического осмотра начнут действовать с 1 марта 2021 года. Вместе с ними изменится процедура сертификации постов ТО, будет разработана новая методика расчета тарифов и др.

Электронная диагностическая карта

В связи с новыми правилами техосмотра в 2021 году оформления диагностических карт будет проходить в электронном формате. Для этого создана специальная система ЕАИСТО, в которой можно бесплатно проверить техосмотр по номеру автомобиля.

Теперь техники должны будут входить в систему по электронной подписи по приезде каждого автомобиля в сервис. Стоит отметить, что доступ будут иметь только авторизованные сервисы и техники, а значит пройти диагностику можно будет только в аккредитованных компаниях.

Электронная диагностическая карта

Чтобы начать техосмотр, нужно внести первую фотографию авто в систему. Вся процедура диагностирования машины будет проходить в режиме онлайн под постоянным контролем. Поэтому если дальнейшие действия оператора будут не по регламенту, система не даст продолжать оформление.

Читайте также:  7 главных минусов и 2 плюса турбомоторов

Помимо контроля, программа осуществляет подсчет автомобилей, которые были на техосмотре в конкретном сервисе, а также сравнивает полученную информацию с пропускной способностью организации.

Подобное нововведение должно уменьшить количество водителей, которые покупают диагностические карты, не посещая сервис, для оформления ОСАГО. К слову, на данный момент так поступает около 80% автомобилистов.

Электронная диагностическая карта

Документы для прохождения ТО

Собственник автомобиля, либо его представитель обязаны подготовить целый пакет документов, чтобы автомобиль был допущен к прохождению государственного техосмотра.

Прежде всего, при себе необходимо иметь свое водительское удостоверение и свидетельство о регистрации транспортного средства в органах государственной автоинспекции.

Обратите внимание, что такой документ, как ПТС (паспорт транспортного средства) в Республике Беларусь не используется.

Также водитель во время техосмотра должен предъявить страховой полис ОСАГО, медицинскую справку, квитанцию об уплате госпошлины. В том случае, если ТС проводится не в первый раз, нужно иметь первый экземпляр диагностической карты. Если автомобиль работает на бензине и газе — установлено газобаллонное оборудование — нужно иметь акт проверки баллона.

Что изменится для автовладельцев с марта

Оформление диагностической карты 

Теперь диагностические карты будут оформляться в электронном виде. Но при желании можно будет бесплатно получить бумажный вариант.

Система прохождения техосмотра

Сотрудники ПТО будут фиксировать и передавать в ЕАИСТО координаты машины и время проверки. Это нужно, чтобы система сверила их с координатами самого пункта техосмотра. Они должны совпадать.

Также ЕАИСТО будет автоматически сравнивать количество проверенных автомобилей с суточной пропускной способностью сервиса. После превышения лимита система не даст больше оформлять диагностические карты в этот день. 

Раньше требования к станциям прохождения ТО были более мягкими, например, отсутствовали дневные лимиты на выдачу диагностических карт, что позволяло автовладельцам легче их оформлять: иногда даже хватало поданной на специальных сайтах заявки. Это, конечно, находилось в «серой зоне» с точки зрения закона, но отражало реалии.  

Предрейсовый контроль техсостояния автомобилей

Правила и Порядок проведения обязательного технического осмотра регламентирован Приказом Минтранса №296 на базе закона №196-ФЗ. Опираясь на норматив, транспортные организации, включая ИП, должны выпускать только те автосредства, соответствующие требованиям эксплуатации: прошли предрейсовый (предсменный) техконтроль ТС, не имеют поломок.

Время проведения контроля состояния ТС

Предрейсовый осмотр осуществляется до того, как автомобиль покинет  парковку (гаража), в начале раб. дня. После того как в путевке будет стоять отметка автомеханика и штамп медработника, отправляются в рейс.

Предсменный — в начале рабочего дня сменщика. Перед каждой сменой, если авто выезжает с парковки, где проводится повторный техконтроль.

Послерейсовый не проводят. Это делается в случае, когда автомобиль снова выезжает в рейс, но с иным водителем. Оформляется другой п/л, в котором контролер делает на одной машине одновременно работают 2 водителя (длительная командировка), оформляют 1 путевку на обоих. Если выдано 3 путевки, механик отмечает каждую. Получается, что сколько путевых оформлено, столько раз в них должна быть запись автомеханика, отвечающего за исправность автотехники.

Обратите внимание: Если один п/л выписан сразу на двух работников, ставят 1 отметку автоконтролера, но два штампа медработника о пройденном медицинском осмотре.

Когда путевой лист с отметкой контролера обязателен

Все водители, перевозящие груз или пассажиров по договоренности с заказчиком или без, даже когда используют автомобиль с личными целями, должны иметь при себе путевой лист. Существуют реквизиты документа, без которых он признается ничтожным (недействительным). К таковым относится отметка авто-контролера, проводящего предрейсовый осмотр техсостояния ТС. Если п/л обязателен, техническая оценка соответствия авто требованиям неотъемлемая обязанность, возложенная на юрлиц и ИП

Кто проводит предрейсовый контроль

Ответственный за техническое состояние автотехники назначается внутренним распоряжением руководящего состава автопредприятия. Проводить техконтроль, делать запись в путевом листе может автомеханик, обладающий документальным подтверждением профквалификации, соответствующей требованиям Приказа №287.

Профессиональные и квалификационные требования к контролеру технического состояния автотранспортных средств Приказ Минтранса России от  № 287 п. 14.3
№ п/п Образовательный стандарт (код группы) Профобразование и квалификационные требования Требования к стажу или опыту работы по специальности
1 диплом по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» стаж (опыт) работы не требуется
2 за исключением диплом  по специальности «Техника и технологии наземного транспорта» стаж (опыт) работы не менее 1 года
3 специальности, не из группы  «Техника и технологии наземного транспорта» + профпереподготовка: квалификация контролера технического состояния автотранспортных средств стаж (опыт) работы не требуется

Штраф за отсутствие техосмотра

С 1 марта 2021 года в Кодексе об административных правонарушениях появится штраф за управление транспортным средством без диагностической карты — 2000 рублей. Да, со следующей весны все дорожные камеры смогут проверять по базе ЕАИСТО отсутствие диагностической карты и выписывать штрафы в автоматическом режиме. Но есть оговорка — повторно такой штраф не может быть выписан в течение 24 часов после первого наказания.

При этом Российский союз автостраховщиков в своих разъяснениях, направленных страховым компаниям в июле этого года, обращает внимание на то, что «технический осмотр проводится в году, предшествующем году, когда диагностическая карта уже должна быть». Поскольку точная дата выпуска автомобиля не учитывается и сроки считаются с округлением до года, до начала 2021-го пройти ТО должны легковые автомобили и мотоциклы 2017 года выпуска и старше, а грузовики и автобусы — уже с 2020 года выпуска.

Штраф за отсутствие техосмотра

А как быть, если срок действия диагностической карты уже закончился и необходимо ехать на ТО? Легальным вариантом будет покупка полиса ОСАГО на 20 дней для следования к месту проведения технического осмотра. (Хочется верить, что при выписывании штрафов система ГИБДД будет учитывать наличие такого полиса.) Ну или вызывать эвакуатор.

Какие документы потребуются

Согласно закону, для прохождения техосмотра автомобиля нужны всего два документа:

  • паспорт его владельца;
  • паспорт транспортного средства (ПТС) или свидетельство о его регистрации.
Какие документы потребуются

Иных документов потребовать от автовладельца в мастерской или дилерском центре не смогут.

Если на техосмотр автомобиль доставил не сам владелец, а его представитель, то ему потребуется подтвердить не только личность, но и свои полномочия. Помимо паспорта, у него должна быть при себе доверенность от владельца машины. Достаточно документа, написанного от руки, и заверенного подписью. Оформлять доверенность у нотариуса нет необходимости.

Мастер, проводящий техосмотр, может потребовать квитанцию об оплате процедуры. Это вполне законно, так как проведение техосмотра относится к коммерческим услугам. Иногда дополнительные документы требуются при несовпадении номеров на двигателе или кузове цифрам, указанным в свидетельстве. Но это исключительный случай.

Какие документы потребуются

Порядок и правила прохождения техосмотра автомобиля

Новые правила прохождения техосмотра автомобиля предусматривают упрощение процедуры. Как уже выше было отмечено, для этого потребуется обратиться в любую организацию, прошедшую аккредитацию, имеющую необходимое оборудование и квалифицированных в данной области сотрудников.

Читайте также:  Досмотр автомобиля сотрудником ДПС по новому регламенту

Процесс диагностики авто включает в себя несколько этапов:

  • проверка документов на автомобиль;
  • диагностика технического состояния машины;
  • оформление диагностической карты.

Диагностическое обследование автомобиля проводится комплексное. Согласно нормам закона осуществляется проверка:

  • соответствия номерного знака положенным нормативам;
  • технических жидкостей;
  • приборов освещения;
  • тормозной системы;
  • уровня токсичности выхлопов;
  • рулевой системы;
  • работоспособности системы ГЛОНАСС (при наличии).

Эксперт проверит работу дворников, отмывателя стекол, замков дверей, даст оценку состояния кузова на предмет наличия дефектов, коррозии. Перед отправкой на осмотр важно исключить люфт руля. В машине должен находиться огнетушитель, знак аварийной остановки. Результаты проверки заносятся в базу данных оператора, осуществляющего проверку.

Важно! Если автомобиль по определенным параметрам не прошел техосмотр, автолюбителю придется заплатить за повторную проверку.

При прохождении повторной диагностики в том же центре, эксперт обратит внимание на указанные в карте неполадки, на этом можно существенно сэкономить. При обращении в другую организацию для прохождения техосмотра автомобиля, оплата будет осуществляться в полном объеме.

Список документов

Согласно требованиям п. 1,2 ст. 18 Федерального закона владелец авто должен представить определенные документы для прохождения техосмотра автомобиля:

  • гражданский паспорт;
  • регистрационные документы;
  • паспорт машины;
  • водительские права.

Если автолюбитель не является владельцем ТС, чтобы пройти техосмотр ему понадобится заверенная нотариусом генеральная доверенность от непосредственного собственника автомобиля.

Важно! Выдадут автовладельцу диагностическую карту, если к техническому состоянию автомобиля не будет нареканий. Такое требование правомерно, поскольку к ответственности за ДТП, произошедшее из-за технических неполадок, будет привлечен сервисный центр, проверявший машину.

Периодичность осуществления технического осмотра

Каждый водитель несет ответственность за состояние автомобиля, так как от этого параметра зависит жизнь и здоровье участников дорожного движения. Техосмотр призван выявить неисправности ТС, чтобы владелец мог устранить. Без диагностической карты о прохождении ТО нельзя будет получить полис ОСАГО. Периодичность прохождения техосмотра регламентируется согласно ст. 15 ФЗ РФ N 170-ФЗ.

Действие диагностической карты зависит от года выпуска машины, по истечении срока необходимо пройти ТО. Не подлежат обязательному техническому осмотру автомобили, год выпуска которых не старше трех лет. Если возраст машины колеблется от трех до семи лет, осмотр проводится раз в два года. Если она выпущена более семи лет назад, ее придется проверять ежегодно. Старый образец документа (талон) подлежит замене только по истечении его срока годности. Ежегодно должны диагностироваться грузовые авто, такси, машины со спецсигналами, транспорты автошкол, автобусы. При желании собственник автомобиля может проверять его чаще установленного законом срока.

Сколько стоит?

Стоимость прохождения техосмотра автомобиля варьируется в зависимости от региона. В среднем цена на услуги сервисного центра составляет для автомобилей категории «В» около тысячи рублей. Как ранее было отмечено, госпошлина за выдачу диагностической карты не взимается.

Какие еще изменения ждут владельцев транспортных средств

Среди сообщества автомобилистов ходят упорные слухи, что в скором времени прохождение технического осмотра будет фиксироваться на видео, в целях предотвращения фальсификаций. На этом настаивает и ГИБДД, приводя в качестве доказательства сведения о ДТП в прошлом году: почти 6 тысяч аварий произошло из-за неисправности транспортных средств. Но для такого решения требуется обеспечение каждого оператора видеоаппаратурой, а также создание хранилища таких данных. РСА оценили затраты в 400 миллионов рублей. Для сбора этих денежных средств подробно прорабатывается система штрафов, в том числе и для недобросовестных операторов.