Въехал в зад другой машине: можно ли доказать невиновность

Ситуации, когда водителя обвиняют в ДТП, которого он не совершал — не редкость. Последствия таких обвинений зависят от правильности действий и от конкретной ситуации. В ряде случаев можно отстоять свои финансовые интересы и сохранить водительские права.

Нюансы при столкновении

Стать жертвой не вовремя опустившегося шлагбаума может каждый автолюбитель. Тут  возникает вопрос, двигалось транспортное средство или находилось в стоячем положении? В этом кроется вся интрига. В первом случае инцидент рассматривается, как ДТП, во втором — нет. Но если водителя терзают сомнения, как поступить, то лучше расценивать случившееся аварией.

Таким образом, въехавший в шлагбаум или нырнувший под него автомобиль, в момент, когда остановить автоматическое опускание было уже невозможно, считается виновником ДТП. Авария должна быть зарегистрирована в ГИБДД, если инцидент не имеет отношения к дорожному движению, тогда нужно оповестить отдел полиции. Без фиксации ущерба правоохранительными органами, получить возмещение невозможно.

Исключение составляет компромисс между водителем и владельцем шлагбаума. В этом случае стороны договариваются и выплачивают ущерб на месте без привлечения третьих лиц.

Определение виновной стороны: как происходит на практике?

ДТП при повороте налево всегда вызывает массу спорных моментов. Каждая из сторон убеждена в своей правоте и потому прибывшим сотрудникам ГИБДД поступает сразу две версии развития событий. Что делает доказуемость правой стороны (при отсутствии видеорегистраторов, записей с камер дорожного наблюдения и показаний незаинтересованных свидетелей) почти невозможной.

Как показывает практика, чаще всего виновной стороной делают автомобилиста, который принимает неожиданное решение совершить поворот налево, не убедившись в том, что его маневр безопасен для других участников движения.

Согласно теории Правил дорожного движения,  видя что кто-то предпринимает попытку совершить обгон, другой водитель не должен создавать ему препятствий. Это касается повышения скорости, перестроения, резкого понижения скорости.

Однако, в дорожной практике встречаются случаи, когда госавтоинспекторы встают на сторону поворачивающего налево и обвиняют  возникновении ДТП водителя, совершающего обгон.

В последующих разделах мы постараемся ответить на вопрос, кто виноват в ДТП при повороте налево, руководствуясь Правилами дорожного движения.

Кто на «встречке», тот неправ

Бывает, что машины встречаются на узкой асфальтовой дороге с одной полосой движения. Транспортным средствам приходится уступать дорогу, но не всегда водители могут договориться, и автомобили могут задеть друг друга. В первую очередь страдают стекла. Иногда они складываются от соприкосновения с препятствием или сразу отваливаются при легком ударе и повисают на жилах электропроводки.

Согласно Правилам дорожного движения (ПДД) «при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

Читайте также:  Автовладельцам: меняем украинские права на российские

Другими словами, в случае опасности водители обязаны затормозить и остановиться друг перед другом, а затем решить, каким образом им совершить безопасный встречный разъезд.

В случае, если кто-то не стал ждать, поехал вперед и совершил ДТП, то он и оказывается виноватым в аварии.

Кто на «встречке», тот неправ

Автомобили Stealth. Что делает их незаметными на трассе? Подробнее

Однако когда оба автомобиля движутся, то здесь для выяснения виновных в ДТП необходимо пользоваться иными статьями ПДД.

Часто машины сталкиваются на поворотах узкой проселочной дороги, когда маневр вынуждает их резко поворачивать. Водителю порой трудно удержать автомобиль в рамках своей полосы. Тем самым одна из машин оказывается на встречной полосе и совершает столкновение с другим транспортным средством. Как правило, виновным признается ее водитель. По правилам встречного разъезда он обязан остановиться перед препятствием и ждать возможности проехать вперед.

Намеренное торможение впереди идущего авто

Распространена и другая ситуация. Так называемые «учителя» на дороге, желающие проучить сзади идущий автомобиль, начинают резко тормозить. В результате этого, не выдержавшая дистанцию машина въезжает в зад.

Чтобы доказать свою невиновность в случае с «учителем», нужно иметь видеоподтверждение

Намеренное торможение впереди идущего авто

В данном случае сотрудники ДПС однозначно определят вину за авто, ехавшим сзади. Однако, все те же записи видеорегистратора и показания свидетелей о торможении без причины впереди идущего авто, могут свести вину водителя к «обоюдке».

Действия при ДТП с мопедом

На транспортные средства, объёмом двигателя до 50 м3 права не требуются. К ним относятся скутеры и мопеды.

При ДТП с мопедом следует учитывать такие особенности.

  1. Хотя законодатель устанавливает минимальный возраст на право вождения мопеда, скутера 16 лет, часто случаются случаи когда «за рулём» лицо, не достигшее данного возраста, соответственно – недееспособное. В этом случае убытки взыскиваются только с родителей и только в рамках искового производства.
  2. Мало кто оформляет ОСАГО на мопед, скутер, соответственно, получить компенсацию, можно только путём подачи искового заявления в гражданский суд.
  3. Из-за несоразмерности транспортных средств, во время таких аварий, водитель мопеда, скутера, как правило, получает средние и тяжкие телесные повреждения, не исключая и летальный исход.

А вот, если виновник столкновения автомобиль, его ответственность ничем не отличается.

Ущерб, причинённый данным ТС, как правило, незначительный. Подумайте, стоит ли из-за разбитой фары затевать длительную судебную тяжбу?

Как оформить ДТП? 

Автомобилисты могут самостоятельно прийти к выводу без вызова инспектора. В таком случае ничего оформлять не придется.

Например, на парковке водитель поцарапал бампер соседнего авто. Однако, он не хочет обращаться в страховую компанию и портить статистику. В таком случае, водители могут договорится самостоятельно и разрешить конфликт на месте.

Порядок действий после ДТП на парковке:

  • Оценка ущерба;
  • Оплата (в идеале перевод на карту — дополнительное доказательство);
  • Взять расписку с пострадавшего (в двух экземплярах: один остается у виновника, второй у пострадавшего):

Скачать образец расписки при ДТП:

Расписка в ДТП

ДТП при повороте налево на регулируемом перекрестке

На регулируемых перекрестках тоже нередки случаи ДТП при повороте движущегося по главной дороге автомобиля влево.

Читайте также:  В России увеличили выплаты по европротоколу при ОСАГО

Итак, поворот налево и обгон. ДТП. Кто виноват? Нужно разбрать ситуацию, когда ваш автомобиль при пересечении перекрестка движется первым и вам необходимо совершить поворот налево. В это время в бок вашей автомашины врезается сзади идущий на обгон автомобиль. Последствия разберем чуть позже, а для начала попробуем выяснить, кто виноват.

При составлении протокола о ДТП сотрудник ГИБДД укажет, скорее всего, вину обоих водителей. И вот почему.

Справка о ДТП по форме 154.

Об исковом заявлении на возмещение страховых выплат узнайте тут.

О правилах составления схемы ДТП читайте по ссылке: -rubriki/

Водитель, совершающий обгон

Скорее всего, водитель сзади идущего автомобиля, совершающего обгон, торопился «проскочить» при горящем зеленом свете светофора и не оценил сложившуюся ситуацию должным образом. Он должен был, следуя ПДД:

  • убедиться, что полоса для обгона свободна;
  • совершать обгон только в том случае, если своими действиями он не создает помехи для движения остального транспорта;
  • не совершать обгонный манёвр, если у впереди идущей в том же ряду машины включён сигнал поворота налево.

Водитель, совершающий маневр с поворотом налево

ДТП при повороте налево на регулируемом перекрестке

На водителя, который начинает манёвр с целью поворота налево, также налагается обязанность по максимальному обеспечению безопасности движения. Перед тем, как совершать поворот, он должен:

  • если движение происходит на двух полосной дороге, перестроиться в левую полосу;
  • убедиться, что позади него отсутствуют автомобили, идущие на обгон;
  • включить сигнал поворота до начала манёвра, чтобы это могли увидеть сзади идущие машины;
  • в случае, если заметил идущий на обгон транспорт, должен пропустить его и лишь потом продолжать манёвр, чтоб не создавать на дороге аварийную ситуацию. Это предусмотрено ПДД, пункты 8.1 и 11.3.

Чаще всего складывается ситуация, когда вина лежит на обоих водителях, и невозможно установить, кто из них начал манёвр с нарушением правил. Поэтому при составлении справки о ДТП инспектор указывает обоих водителей как виновников, нарушивших ПДД, в соответствии с установленными административным порядком требованиями.

Водитель, который считает себя невиновным в сложившейся ситуации и не признает свою вину, может оспорить решение о взыскании с него административного штрафа или вынесение приговора в суде. Это возможно в том случае, если речь идет об ответственности при отсутствии иска, или о «гражданском» иске одного из водителей, считающего себя невиновным, к страховой компании или к «виновнику» ДТП.

Важно! Согласно документу, составленному работниками ГИБДД, наступает административная ответственность за нарушение ПДД, а гражданско – правовую ответственность может определить только суд, с учетом всех сопутствующих обстоятельств.

Величина и способ возмещения нанесенного ущерба по гражданско-правовой ответственности назначается решением суда по степени величины ответственности каждого водителя. При этом могут возникнуть несколько ситуаций:

  • в случае отсутствия доказанности вины обоих водителей никто не возмещает ущерб друг другу;
  • при установлении вины одного из водителей, он возмещает нанесенный ущерб водителю, признанному потерпевшим;
  • виновному водителю причиненный вред не возмещается;
  • если установлено, что вина в совершенном ДТП лежит на обоих водителях, то величина нанесенного ущерба и сумма возмещения определяются пропорционально установленной вине обоих.

Бывают ситуации, когда административному взысканию подвергается лишь один из водителей – в том случае, если водитель, совершающий поворот налево, находился при этом в запрещенной зоне, а водитель, пошедший на обгон, не нарушал Правила, или в отношении одного из водителей по какой-то причине было прекращено дело по административной ответственности. Это не освобождает водителя, избежавшего административного взыскания, от ответственности по возмещению нанесенного вреда, установленной в судебном порядке.

Читайте также:  Как получать уведомление о штрафах ГИБДД через смс

Обвинение в ДТП заведомо ложное

Так бывает, когда автовладелец хочет отремонтировать свежую царапину или вмятину на авто за счет страховой или другого человека. Обычно на парковке у дома или у работы он находит автомобиль с «подходящими» повреждениями и обращается в ГИБДД, утверждая, что именно он задел его машину. В этой ситуации поможет трасологическая экспертиза с ответом на вопрос: «Соответствуют ли повреждения на автомобиле А, повреждениям на автомобиле Б, и могли ли они возникнуть в результате взаимного контакта в результате ДТП» (на обоих авто должны остаться сопоставимые повреждения и, возможно, следы краски), показания свидетелей, записи с камер наблюдения, видеорегистраторов, любые другие доказательства того, что обвиняемый водитель в ДТП не участвовал.

Особенности дорожно-транспортного происшествия  на парковке

Каждая авария имеет свою специфику и определенные отличия, которые связаны с местом, участниками, причинами  и прочими индивидуальными факторами.

Дорожно-транспортные происшествия на парковке тоже имеют свои отличия, и в первую очередь они связаны с причинами подобных инцидентов:

  • Человеческий фактор. Причинами аварий часто становится неумение водителя маневрировать, перемещаться задним ходом. Особенно это относится к неопытным автомобилистам с небольшим стажем. Сюда же можно отнести и невнимательность, которая может быть вызвана усталостью, недомоганием или другой причиной, а также вождение в нетрезвом виде и т. п. В любом случае поведение водителя может послужить причиной наезда или столкновения.
  • Плохая видимость. Слабое освещение и неблагоприятные погодные условия могут ухудшать видимость, создавать помехи для автомобилиста, который хочет припарковать свою машину или выехать со стоянки. Поскольку многие паркинги освещены не лучшим образом, то количество ДТП по этой причине достаточно велико.
  • Дорожное покрытие. Низкое качество российских дорог и плохое покрытие автостоянок тоже становятся частыми причинами ДТП. Водитель может просто не заметить трещину, выбоину, постараться ее объехать, не заметив препятствия в виде автомашины.
  • Нарушение правил строительства паркинга. При несоблюдении необходимых правил и норм (неверном нанесении разметки, несоблюдении индивидуальных мест и других) водители часто попадают в аварийные ситуации в попытке соблюдать предложенные им конкретным паркингом условия.
  • Наличие шлагбаума, терминала для оплаты и прочей техники. Не все водители умеют пользоваться оборудованием парковки или теряются при виде нового оборудования, что также привести к аварийной ситуации.

Итак, мы выяснили, что большая часть случаев ДТП на автопарковках считается страховыми, покрываются полисами автокаско и ОСАГО. Для гарантированного получения компенсации после такой аварии следует соблюдать установленные правила.

В частности, нельзя уезжать с места аварии, важно зафиксировать факт столкновения или наезда документально. Для этого можно составить европротокол (если участников всего двое и они согласны решить все мирным путем) или вызвать сотрудника ГИБДД.

Важно обращать внимание на любые мелочи, которые помогут доказать факт аварии, характер повреждений, виновность второго водителя, другие детали,  необходимые для правильного оформления убытка и получения страхового возмещения.