ДТП с превышением скорости и помеха – кто виноват и как доказать?

Торопливость и невнимательность – особенности езды многих водителей. Неудивительно, что немалая часть аварий случается при обгоне одного ТС другим. Это бывает, если ускоряющийся автомобиль обходит более медленный с правой и левой стороны, на перекрестке и вне его. Установление виновника определяется обстоятельствами столкновения.

Водитель обязан следить за дорогой

В соответствии с Правилами дорожного движения (ПДД), во время движения водитель обязан следить за дорожной ситуацией и предпринимать все меры во избежание аварий. Кроме того, в соответствии с пунктом 8.1. ПДД, «при выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения».

Таким образом, водитель обязан поддерживать такую скорость движения, чтобы гарантированно затормозить, если в свете фар вдруг возникнет какое-то препятствие.

Как правило, дальний свет фар помогает разглядеть неподсвеченные объекты на расстоянии до 50 м. Если включен ближний свет фар, то граница света и тени удалена от машины на расстояние до 30 м. На сухом асфальте такой тормозной путь соответствует скоростям 90 и 60 км/ч.

Препятствиями на дороге могут быть не только автомобили, но и выбежавшие на проезжую часть животные или упавшее дерево.

Если поддерживать адекватную скорость движения ночью, то такие объекты можно вовремя заметить и предпринять меры, чтобы избежать возможного столкновения.

Новости (Авто)

Теперь водителей будут лишать прав по-новому. Решение Верховного суда 28 апреля 2021, 07:00

Новости (Авто)

Очередная опасность. Во Владивостоке разрушается виадук на Баляева 31 марта 2021, 11:10 Эксперты рассказали, где приморцы могут пассивно зарабатывать сто тысяч рублей в месяц 31 марта 2021, 15:15 Как приморским предпринимателям бесплатно рассказать о своем бизнесе 31 марта 2021, 17:10Новый Land Cruiser 300 окончательно рассекречен. Чего ждать Приморью 26 апреля 2021, 03:00

Новости (Авто)

«Расходимся»: новый дизайн Toyota Crown расстроил жителей Приморья 16 апреля 2021, 05:00«По 40-50 тысяч рублей с каждого»: всех, у кого правый руль, ждет новая статья расходов 29 марта 2021, 06:00

Новости (Авто)

Пять фактов о парковке, которые пригодятся любому автомобилисту 15 марта 2021, 14:52

Разворот вне перекрестка

Если копнуть дальше, то встретим еще более интересные требования. Возьмем разворот вне перекрестка.

При развороте вне перекрестка, мы пропускаем только встречные авто. Из попуток мы пропускаем только трамвай. Если радиуса не хватает, то тогда разворачиваемся от правого края, то уступаем дорогу как попутным так и встречным транспортным средствам.

Как так? Столько вариаций. Целый пункт расписывает, что в одном случае уступаем только попутным авто. В другом случае – и попутным и встречным. Даже приводится условие, когда это применяется.

Но ведь вроде бы есть пункт 8.1, который обязывает не создавать помех всем другим участникам. Надеюсь на надо пояснять что по терминологии «не создавать помех» и «уступить дорогу» — это одно и то же. Сомневающиеся – открывают перечень терминов ПДД.

С какой целью законодатель налепил всякие пункты , 8.8 и другие, где расписывается что в одних ситуациях нужно уступать дорогу встречным, в других – встречным и попутным, если есть общий пункт 8.1, где должны уступить всем?

Читайте также:  Как поставить автомобиль на учёт в 2019 году?

Ответ прост. Пункт 8.1 не говорит что надо уступать всем. Если быть точнее, то пункт 8.1. в некоторых ситуациях частично утрачивает свою силу, уступая место иным пунктам.

То есть – он (пункт 8.1) не вездесущ.

Возможно ли лишение прав за отказ уступить дорогу авто со специальными сигналами?

В отдельных случаях отказ уступить дорогу транспорту со спецсигналами может обернуться владельцу авто административной ответственностью в виде лишения прав сроком до 3 месяцев. Лишение прав возможно только если нарушение было зафиксировано сотрудником ГИБДД. Именно по этой причине ответственность в виде лишения прав может быть назначена только водителю, который не предоставил на дороге преимущества автомобилям ГИБДД или других силовых структур.

Лишение прав может быть, только если водитель не уступил дорогу специальному транспорту, с включенными звуковыми и световыми сигналами.

В противном случае, постановление будет легко обжаловать у руководства ГИБДД или в суде.

Лишение прав допускается также в тех случаях, когда водитель автомобиля не только не предоставил преимущество специальному транспорту, но и нарушил при этом другие правила дорожного движения (осуществил обгон, задел соседний автомобиль).

Налево с левого ряда

В этом случае разобраться труднее:

  1. Знаки особых предписаний не отменяют действие п.8.5.
  2. С другой стороны, оба транспортных средства при такой ситуации движутся по разрешенной траектории.
Налево с левого ряда

Данная коллизия приводит к тому, что по этому вопросу существует два противоположных мнения, одного из которых придерживаются даже инспекторы ГИБДД:

  1. Многие настаивают на необходимости принимать крайнее левое положение перед выполнением маневра согласно правилам.
  2. Другие считают, что, двигаясь по разрешенным траекториям, водители должны ориентироваться на правило помехи справа (п.8.9).

Основываясь на одном из мнений, в случаях подобных ДТП суды могут принять прямо противоположные решения. На практике это случается довольно часто.

Налево с левого ряда

Группа разбора: кто виноват в ДТП с пешеходом-камикадзе

Peugeot 508 получил характерные повреждения

отделение пропаганды ГИБДД по Екатеринбургу

Эта авария произошла 1 августа в Екатеринбурге: владелец регистратора на Peugeot проезжает перекрёсток в момент смены сигналов, огибая поворачивающую направо Lada Largus. Уже на выезде с пересечения из-за автомобиля впереди выскакивает пешеход, который от полученных травм позже скончается в больнице. Есть ли вина водителя?

: читатель сайта

Пешеход вышел на дорогу в безобразной манере: во-первых, на красный свет, во-вторых, непосредственно перед ВАЗ-2110, который сумел от него отрулить. Но для водителя Peugeot появление пешехода стало неожиданностью, потому что человек скрывался за едущей Lada.

Действия водителя Peugeot вызывают не меньше вопросов: стоп-линию он пересекает на красный сигнал светофора. Более мелкое нарушение — это пересечение сплошной линии, разделяющей потоки: хотя за это редко штрафуют, вблизи перекрёстков перестроения часто запрещены.

Момент, когда замигал зелёный: до светофора ещё метров 100

читатель сайта

Включение жёлтого: машины левее спокойно тормозят, Largus впереди снижает скорость и включает правый поворотник. Необходимость остановиться очевидна

читатель сайта

Момент проезда стоп-линии: на светофоре уже красный

читатель сайта

Очевидец ДТП Кирилл Зайцев считает, что у водителя было слишком мало времени, чтобы среагировать на ситуацию.

— Я не готов вешать на него всех собак, потому что он действовал, исходя из дорожной ситуации и своих весьма усреднённых навыков управления. Очевидно, он поздно среагировал на смену сигнала, не стал прибегать к интенсивному торможению и продолжал движение.

Ситуация не нова, поэтому есть защита от дурака в виде лага при включении зелёного, когда обоим направлениям горит красный. Аккурат для того, чтобы все, кто оказался на перекрёстке, смогли безопасно завершить манёвр. В данном случае такая защита не помогла.

Кирилл рассказывает, что проехал перекрёсток на велосипеде со скоростью по GPS-трекеру около 12 км/час перед Peugeot, и также не видел пешехода.

Читайте также:  Замена Птс И Стс При Смене Фамилии Через Госуслуги

Спасти пострадавшего не удалось: черепно-мозговая травма оказалась слишком серьезной

Группа разбора: кто виноват в ДТП с пешеходом-камикадзе

отделение пропаганды ГИБДД по Екатеринбургу

По мнению представителя комитета по защите прав автомобилистов в Свердловской области Дмитрия Ларионова, в аварии виноваты обе стороны, но поскольку пешеход погиб, ответственность понесёт водитель.

— Вероятно, суд учтёт, что доля вины автомобилиста в этом ДТП не стопроцентная — это будет не столько смягчающим обстоятельством, сколько поводом выбрать для водителя более мягкое наказание, возможно, условный срок.

Более веской позиции придерживается представитель Федерации автомобилистов России Максим Едрышов — наказание водителю будет назначаться вне зависимости от степени виновности пешехода.

— Судя по видео, водитель выехал на перекрёсток уже на красный, поэтому, на мой взгляд, он полностью виновен в этом ДТП, — считает эксперт.

— Именно его проезд на красный стал причиной наезда на пешехода, а избежать аварии можно было очень просто, вовремя затормозив.

На этом перекрёстке три секунды мигает зелёный, затем ещё три секунды горит жёлтый, который уже является запрещающим. Значит, у водителя было шесть секунд для остановки автомобиля, но он решил нажать на газ…

Некоторые водители ссылаются на недостаточность времени, чтобы среагировать на включение красного сигнала, но ПДД предполагают, что водитель должен реагировать уже на мигание зелёного и затем включение жёлтого.

Если при скорости 60 км/час водитель проезжает светофор на красный, значит, при включении жёлтого он был в 50 метрах — достаточная дистанция для плавного торможения.

Проблемы возникают у тех, кто считает жёлтый разрешающим, но это не так.

Жёлтый запрещает движение, и поблажка в пункте ПДД делается лишь для ситуаций, когда водитель не способен остановиться без экстренного торможения.

И если происходит ДТП, возможность остановиться исследуется на автотехнической экспертизе, которая может придти к выводу, что остановиться всё же было возможно. И если так, считается, что водитель проехал на запрещающий.

Более подробно этот вопрос мы разбирали в проекте «ПДД для бывалых».

В данном случае не требуется даже такого анализа, потому что водитель на жёлтый не успел: подобный проезд запрещён в безусловной манере. 

Водителям также нужно помнить, что гражданская (проще говоря, материальная) ответственность перед сбитым пешеходам наступает вне зависимости от степени виновности сторон: даже если водитель полностью прав, а пешеход — нет, статья 1079 Гражданского кодекса обязывает возместить ему ущерб. Исключение — обстоятельства непреодолимой силы или умысел потерпевшего.

Теперь помимо расходов на похороны и компенсации семье погибшего, водителю Peugeot грозит наказание по части 3 статьи 264 Уголовного кодекса: срок лишения свободы достигает 5 лет, но возможны также принудительные работы на срок до 4 лет.

Виновен ли, на ваш взгляд, водитель в этом ДТП?

Обвинение в ДТП заведомо ложное

Так бывает, когда автовладелец хочет отремонтировать свежую царапину или вмятину на авто за счет страховой или другого человека. Обычно на парковке у дома или у работы он находит автомобиль с «подходящими» повреждениями и обращается в ГИБДД, утверждая, что именно он задел его машину. В этой ситуации поможет трасологическая экспертиза с ответом на вопрос: «Соответствуют ли повреждения на автомобиле А, повреждениям на автомобиле Б, и могли ли они возникнуть в результате взаимного контакта в результате ДТП» (на обоих авто должны остаться сопоставимые повреждения и, возможно, следы краски), показания свидетелей, записи с камер наблюдения, видеорегистраторов, любые другие доказательства того, что обвиняемый водитель в ДТП не участвовал.

Как получить возмещение, если виновник неизвестен

Если ни инспектор ГИБДД, ни судья не смогли назначить виновного в происшествии, что делать? Проще всего тем, у кого есть полис дополнительного страхования КАСКО, но таких единицы.

Объединение РСА ответственно за спорные ситуации между водителями и в целом регулирует ситуации на дорогах, именно поэтому пострадавший имеет полное право получить выплату за происшествие от данного союза. Регламентируются эти выплаты ст. 18 ФЗ «Об ОСАГО». Для того чтобы получить выплаты, необходимо направить письмо с копиями всех документов на имя Российского Союза Автостраховщиков.

Судебная практика по ДТП, совершенным во время обгона

Решения судов по поводу дел об авариях подобного рода так же разнообразны, как обстоятельства происшествий. Больше всего проблем возникает у сотрудников ГИБДД с определением того, кто первый начал маневр — поворачивающий водитель или обгоняющий его. Это выясняют с помощью свидетелей или видеофиксации, так как оба участника обычно отказываются признавать вину.

Но в большинстве случаев сразу и точно выявить, кто же был первым, невозможно. Поэтому виновными сотрудники ГИБДД, оформляющие аварию, называют обоих водителей. И перекладывают дальнейшие заботы на судей. Ведь при обоюдной вине от выплат за поврежденные автомобили страховщики уклоняются. И водители подают судебные иски друг к другу о возмещении ущерба. В ходе заседания определяется и виновник.

Ещё на :

Что означает ДТП без второго участника, действия и компенсация при повреждениях

Что влияет на решение суда, как показывает практика:

Судебная практика по ДТП, совершенным во время обгона
  • другие нарушения автомобилистами ПДД и КоАП;
  • место столкновения (правая, левая полосы движения либо разделительная линия);
  • характер повреждений авто;
  • скорость обоих ТС, выясняемая с помощью экспертизы.

Нюансы могут «рассказать» больше, чем говорят сами участники ДТП и очевидцы. Например, если столкновение произошло на левой полосе движения, это значит, что поворачивающий автомобиль уже завершал маневр. А обгоняющий должен был подождать или вернуться в свой ряд, чего не сделал. Следовательно, он и виноват.

Или выясняется, что поворачивающее ТС врезалось в обгоняющее авто. Очевидно, что первый нарушил правила. Ведь такие повреждения могли возникнуть, только если сначала второй начал обгон. Значит, виновен поворачивающий.

Но если таких красноречивых деталей происшествия не обнаруживается, суд поровну делит вину на обоих автомобилистов. Иногда одному из участников инкриминируют большую ответственность, что зависит от обстоятельств дела. Словом, типовых решений по ДТП при обгоне не существует, все индивидуально.

Спешка и беспечность – нередкие спутники аварий. При обгоне это проявляется особенно часто. Поэтому перед маневром стоит просчитать все возможные риски и совершать его, лишь убедившись в безопасности.

Что нужно запомнить водителям

Ситуации с осуществляемым разбором случившегося ДТП при совершении поворота налево являются достаточно спорными. Поэтому лучшей будет перестраховка, чем риск. Для предотвращения ДТП на развороте, а также при выполнении поворота налево важен учет разметки, установленных дорожных знаков, световых подаваемых сигналов или поступающих от регулировщика указаний.

Каждый водитель перед совершением поворота налево должен выполнить осмотр дороги со всех сторон, с учетом существующих правил приоритетности убедиться в отсутствии серьезных препятствий для его движения, а также в том, что он не помешает другим автомобилистам. Также должны быть приняты во внимание слепые зоны, не просматриваемые в зеркала.

Автомобилист, решивший пойти на обгон, должен помнить о рискованности такого дорожного маневра. При этом для предотвращения ДТП должны быть обязательно соблюдены следующие правила: соблюдение скоростного режима и просчет того, успеет ли автомобиль закончить маневр, не создав помех встречному транспорту.

Также требуется соблюдение интервала и учет того, что ситуация может пойти не по плану из-за разных непредвиденных обстоятельств. Например, это может быть совершение поворота налево от какого-либо другого автолюбителя.

Поэтому кроме обязательного соблюдения правил движения рекомендуется установка в автомобиле видеорегистратора, который поможет в изучении обстоятельств произошедшей аварии даже при скрывшемся виновнике с места ДТП.