ДТП без страховки ОСАГО у виновника аварии

Система ОСАГО призвана не дать разорить водителя, который по случайности попал в ДТП и причинил какой-то ущерб. Но полис стоит денег, а в стране кризис – поэтому около трети водителей предпочитают полис не оформлять. А что делать, если такой водитель попадет в ДТП по своей вине? Мы разобрали разные варианты и поняли – для потерпевшей стороны в любом случае хорошего мало.

Порядок действий, если у потерпевшего в ДТП нет полиса ОСАГО

После дорожного инцидента важно узнать, имеет ли каждый участник дорожного инцидента оформленный и действующий полис обязательного страхования автомобилиста. Это касается и пострадавших, и особенно виновника. Последний обязан предоставить такие сведения. При появлении проблем можно обратиться за помощью к сотруднику ДПС. Если у пострадавшего в аварии нет автогражданки, его действия будут зависеть от каждой конкретной ситуации:

  • Виноватый водитель имеет действующий полис;
  • Виновник аварии не имеет действующего полиса автогражданки;
  • Срок действия автогражданки виноватого водителя истёк;
  • Виноватый в ДТП шофер не вписан в страховку;
  • Полис ОСАГО оказался поддельным.

Рассмотрим каждый случай, который может произойти, и его особенности.

Кто оплатит урон?

Отсутствие страховой защиты может в любую минуту застать врасплох. Вопрос остается открытым – что делать, если виновник ДТП не застрахован по ОСАГО? Отвечаем на основании Гражданского Кодекса РФ: часть 1 статьи 1064 обязывает заплатить за весь причиненный убыток инициатора столкновения.

Проще говоря, если у провинившегося нет страховки, то все издержки он выплачивает из своего кармана. Федеральный закон № 337 подтверждает мысль о возмещении ущерба инициатором наезда из его личных сбережений.

Опишем несколько распространенных ситуаций, когда страховщик не производит выплату:

  • Не оформлена страховка автогражданской ответственности. Самая распространенная проблема.
  • Просрочен договор. Рекомендуем заблаговременно проверять документы или ставить напоминание в электронных устройствах. Некоторые организации уведомляют об окончании срока действия страховки путем sms сообщений. Штраф за просроченный документ взимается в размере 800 р.
  • Полис подделан. Рекомендуем перепроверять серии, номера и даты выдачи бланков строгой отчетности всех участников автоаварии. Сведения проверяются по общей базе РСА (Российского Союза Автостраховщиков) и таким образом выявляются фальшивые бланки.
  • Нет диагностической карты. На месте столкновения автомобилей сотрудники ГИБДД не проверяют наличие диагностики ТС. Однако в дальнейшем при обнаружении непроведенного техосмотра СК вправе отказать в выплате.
  • Просрочена диагностическая карта. Срок действия автостраховки и время проведения техосмотра ТС разнятся. Своевременно проверяйте свою машину на станции ТО во избежание оплаты убытка потерпевшего за свой счет.

Компания откажет в компенсации, если виновник ДТП не вписан в полис ОСАГО. Судебная практика свидетельствует о несостоятельности попыток предоставлять обычную доверенность на право управления транспортом. Не вписанный водитель незаконно управляет машиной, и его действия приравниваются к нарушению ПДД.

Можно ли взыскать ущерб с виновника без ОСАГО

Страховая фирма, согласно ФЗ №40, обязана возместить вред, нанесённый в ДТП имуществу и здоровью пострадавшей стороны. Но для этого у виновника должен иметься действующий договор о предоставлении страховых услуг в системе ОСАГО. В его отсутствии, взыскивать нанесённый вред придётся не через страховщика, а другими способами.

Законодательством предусматривается несколько вариантов возмещения ущерба при ДТП без страховки:

  1. По обоюдной договорённости сторон.
  2. В результате подачи досудебной претензии.
  3. Через судебные органы.
Можно ли взыскать ущерб с виновника без ОСАГО

Каждый из этих способов имеет свои преимущества, и свои недостатки. Пострадавший может потребовать возмещения:

  • Причинённого вреда здоровью или жизни.
  • Нанесённого ущерба имуществу.
  • Компенсацию морального вреда.
  • Иных расходов, понесённых в связи с автомобильной аварией. Например – вызов эвакуатора, услуги независимых оценщиков, УТС, судебные издержки.

Почему ОСАГО должно быть у всех

Обязательное страхование автомобильной гражданской ответственности – точно не самое худшее, что есть в России. За относительно небольшую сумму (в среднем 3-5 тысяч рублей) водитель получает гарантию того, что не лишится всего сразу, просто по неосторожности попав в аварию. Конечно, ОСАГО покрывает только ущерб имуществу и здоровью в сумме до 400 и 500 тысяч рублей соответственно, но главное – даже попав в аварию исключительно по собственной вине, ответственность водителя будет застрахована.

Читайте также:  06. Сигналы светофора и жесты регулировщика

Кроме того, ОСАГО – это самый зарегулированный со стороны государства вид страхования. То есть, страховая компания не может отказать оформить полис, он не может быть дороже определенной цены, ущерб по нему рассчитывается и выплачивается по определенным правилам, и т.д. По сути, даже название страховой компании не играет никакой роли – любой страховщик будет обязан компенсировать ущерб, который нанес застрахованный водитель имуществу или здоровью третьих лиц.

Однако полная защита интересов всех водителей может быть достигнута только в одном случае – когда полис ОСАГО есть у всех. Это как с коронавирусом и масками – носить ее нужно, чтобы защитить других от своей возможной инфекцией. Так и с ОСАГО, его покупают, чтобы в случае ДТП страховая оплатила ремонт тому, кто пострадает в аварии по вине другого водителя.

Поэтому нежелание покупать полис под предлогом «я не попадаю в аварии» – так себе оправдание. Не всегда в аварии виноват непосредственно водитель, это может быть внезапная поломка автомобиля, дефект дороги или еще какая-то причина, но формально виновником с большой вероятностью признают водителя. И экономия в 5 тысяч рублей будет ему стоить от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч.

То есть, штраф от ГИБДД в размере 800 рублей – далеко не самое худшее последствие отсутствия полиса, худшим будет ДТП с участием дорогого автомобиля, или с пострадавшим, или просто с городским имуществом (вы когда-нибудь задумывались, сколько стоит светофор? От 30 тысяч рублей с опорой, а его контроллер – до миллиона рублей).

Правда, уже скоро в ГИБДД обещают начать штрафовать за отсутствие полиса с помощью автоматической фиксации нарушений ПДД. Схема будет примерно такая:

  • камера фиксирует номера всех автомобилей, которые видны на дорогах;
  • из списка номеров удаляются повторения (их будет много – одна и та же машина попадет на десятки камер);
  • по каждому номеру в РСА запрашиваются данные о наличии или отсутствии полиса ОСАГО;
  • если автомобиль с отсутствующим полисом появился на дороге с интервалом в 10 дней и более, на владельца накладывается штраф (первые 10 дней после покупки машины можно ездить без страховки).

Пока проблемы возникли на этапе проверки по базе РСА, но уже к осени в ГИБДД обещают полномасштабный запуск системы. Тогда число водителей без страховок, вероятно, будет в разы меньше.

Оформление ДТП при отсутствии ОСАГО

При отсутствии ОСАГО у одного из участников аварии оформлять документы нужно правильно, чтобы собрать хорошую доказательную базу для суда. Следует придерживаться следующих правил:

  • вызвать инспекторов ГИБДД;
  • правильно составить схему ДТП (рисунок должен быть максимально понятным и отвечать на все вопросы);
  • собрать показания и взять контактные данные у свидетелей, которых при необходимости можно вызвать в суд;
  • уведомить об инциденте свою страховую компанию.

Даже при наличии у оппонента полиса ОСАГО целесообразно проверить его легитимность на сайте РСА (доступно несколько способов).

Правила составления схемы ДТП:

  1. рисуется участок дороги со всеми ориентирами (дома с номерами, дорожная разметка и знаки, светофоры и иные ориентиры);
  2. добавляются автомобили в виде прямоугольников;
  3. стрелками указывается направление движения;
  4. крестиками отмечаются места ударов.

Поддельный полис — судебная практика

Чем грозит, если вы все же приобрели поддельный полис? В этом случае необходимо оформить новый договор в страховой компании, так как вне зависимости от того, что вы стали жертвой мошенничества, выплачивать компенсацию в случае ДТП придется виновнику аварии.

Ответственность за поддельный полис ОСАГО грозит не только при аварии, любой остановивший вас инспектор ГИБДД, который заподозрит неладное и проверит бланк на подлинность, сможет выписать вам штраф в размере 800 рублей. Если же вы сами подделали полис, есть вероятность возбуждения уголовного дела – за фальсификацию документов. Как показывает судебная практика, по такому обвинению можно получить даже реальный срок заключения.

Обнаружив поддельный полис, не забудьте обратиться в правоохранительные органы с заявлением, чтобы мошенников быстрее поймали, а другие автолюбители не пострадали от их действий. Поверьте, это нужно и вам, ведь если однажды в вас врежется машина, а у виновника поддельный полис, взыскивать вред придется в судебном порядке – ждать компенсации иногда приходится годами.

Кредит «На покупку автомобиля (решение онлайн за 1 минуту)»Хоум Кредит Банк, Лиц. № 316 от 7.9% годовых до 3 млн до 7 лет Получить кредитОбнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.Расскажите друзьям:Подпишитесь на

Читайте также:  Как быстро приходят штрафы с камер ГИБДД

Будет ли выплата в году, если нет полиса ОСАГО у потерпевшего?

Итак, мы подошли, собственно, к главному вопросу. Представим ситуацию: водитель попал в ДТП, его признали в нём потерпевшим или пострадавшим, но у него нет страховки ОСАГО. Можно ли рассчитывать на страховое возмещение в этом случае невиновному человеку?

Да, можно. Как мы уже указали выше, ОСАГО – это страхование не имущества, а риска наступления ответственности в аварии. А чья ответственность наступила? Разумеется, виновного участника происшествия! У него есть страховой полис? Да? Значит, и выплата вам положена, даже если у вас ОСАГО в данном ДТП не оказалось.

Но подкрепим наши заверения официальной законодательной базой. И «пруфы» можно найти в главном нормативно-правовом акте – одноимённом законе Об ОСАГО, во множестве его норм.

  • Так, в самом определении термина «страховой случай» статьи 1 указывается, что это наступление ответственности владельца по причинению ущерба чужому имуществу, а также вреда здоровью или жизни других людей. То есть в ДТП, где вы не виноваты, и у вас нет полиса ОСАГО, страховой случай произошёл у виновника, и именно по его действующему полису будет произведена выплата.
  • Это подтверждает и определение понятия «договор обязательного страхования». По нему страховая компания производит возмещение потерпевшим в ДТП, в которое попадёт сторона данного договора – то есть полиса.
  • Одним из основных принципов ОСАГО является гарантия на возмещение вреда именно потерпевшим или пострадавшим участникам аварий.
  • Но рассмотрим самую главную базу для возможности получить выплату по страховке виновника невиновному водителю без ОСАГО. Это то, что объектом риска по этому виду страхования являются имущественные интересы виновника не в отношении собственного имущества (он не восстановит свою машину по ОСАГО). Объектом становятся причинённые его виновностью в аварии и в связи с этим возникшими обязательствами по возмещению ущерба.

Таким образом, по ОСАГО страховая компания выплачивает потерпевшему вместо виновника ДТП – именно полис виновного (его наличие) водителя здесь играет ключевую роль. А если страховки ОСАГО нет у потерпевшего, это приведёт только к штрафу.

Поддельный полис ОСАГО

Видео: GPS Навигатор — описание и тест

В связи с возросшей доступностью передовой техники и технологии широким массам сегодня отличить визуально искусную подделку от оригинала нелегко, даже если вы знаете основные отличительные особенности настоящих бланков. Практика показывает, что обманываются даже опытные в этих делах страховые агенты. Если исключить явные промахи изготовителей в виде подчисток и исправлений, то в остальном определить на глаз подделку очень трудно.

Фальшивым признаётся полис в тех случаях, когда на данный номер документа оформлено два и более владельца транспорта независимо от остального его содержания. Двойная продажа полиса возможна в случае, когда после окончания его действия в каком-либо регионе он продаётся мошенниками повторно в другом регионе.

По положению о страховой компании агент при увольнении с работы должен сдать имеющиеся в его распоряжении полисы и страховые договоры, однако не всегда так происходит. Недобросовестные сотрудники компании после увольнения могут своровать и перепродать оставшиеся в его руках полисы на подпольном рынке. Разница между фальшивым полисом ОСАГО и ворованным в том, что он дороже и с ворованным полисом клиент с большой долей вероятности получит возмещение в случае ДТП.

Точно установить, что вы покупаете неиспользованный ранее или не поддельный полис ОСАГО можно на портале РСА (ссылка выше), где в разделе проверки статуса страховых полисов можно ввести номер и серию документа и получить ответ о том, кем и когда выдавался ранее этот полис, не отзывался ли он или признавался ли недействительным. Мошенники постоянно разрабатывают новые способы и совершенствуют старые приёмы реализации фальшивок. Поэтому чтобы не оказаться жертвой аферистов нужно соблюдать следующие рекомендации специалистов:

  1. не пользоваться услугами телефонных и уличных распространителей страховых полисов ОСАГО;
  2. подозрение покупателя должна вызывать низкая цена полиса (на начало 2016 года средняя цена поддельного полиса — 1500 рублей);
  3. при настойчивости страхового агента предложите позвонить в офис компании по телефону, указанному в документе для уточнения его статуса. Если это аферист, то он потеряет к вам интерес;
  4. оформлять страховку только в официальных отделениях известных страховых фирм, ознакомившись предварительно с лицензией компании на право заключения договоров по ОСАГО.

Судебная практика по ОСАГО — годные остатки, поддельный полис, взыскание по УТС, регресс, неустойка

Закон об ОСАГО, один из наиболее критикуемых и противоречивых законов, действующих на территории Российской Федерации. Многим закон непонятен, кто-то считает его нелогичным, а есть такие, кто и вовсе считает, что данный закон ущемляет их права. 

Но, наверное, самое сложное и непонятное для наших граждан, это невесть откуда взявшийся, пережиток советского прошлого — ИЗНОС, который страховщики применяют при выплатах страхового возмещения по ОСАГО.

Читайте также:  Арестовали карту Сбербанка судебные приставы, что делать?

Какими законами руководствуется суд?

Действующие нормативные акты по ОСАГО:

  1. Конституция РФ.
  2. Федеральный закон № 40-ФЗ от 2002 г. об обязательном страховании автовладельцев.
  3. Закон № 223-ФЗ от 2014 г, в котором прописаны поправки к предыдущему закону.
  4. Закон о защите прав потребителей N 2300-1.
  5. Положение Центробанка 2014 г. N 432-П о единой методике расчета на восстановительный ремонт.
  6. Правила технической экспертизы N 433-П, утвержденные Центробанком в 2014г.

Что изменилось?

Ни конца, ни края этому видно не было, до очередной прямой линии Президента с народом, на которой, один из активистов поднял вопрос, что пора бы уже положить конец несправедливым выплатам, и ввести ремонт по ОСАГО.

Все подхватили эту инициативу, начали обсуждать, что вот, мол, ремонт, это, то, что спасет наш рынок страхования. Ура, ура, ура.

И только, действительно, знающие люди сразу заподозрили какой-то подвох. Вводить ремонт по ОСАГО? Зачем? Разве существует проблема со станциями, где этот ремонт можно провести? Разве не хватает специалистов, которые могут отремонтировать машину? Конечно же, и станций, и специалистов достаточно.

Враг один – ИЗНОС.  

Общественности так понравилась новость, о том, что скоро машины по ОСАГО начнут ремонтировать, что все застыли в ожидании, когда же уже наступит это прекрасное время.

Что следует знать перед обращением в судебные органы?

Посредством судебного Постановления № 2 были определены не только особенности самого судебного процесса в отношении разбирательств между страховщиками и автовладельцами, но также и обозначен порядок заключения и исполнения пунктом страховых договоров, на которые суд всегда делает ту или иную ссылку.

Например, что касается договора страхования, то Постановление ВС РФ еще раз подчеркнуло, что такой документ является публичным, потому как относится к разновидности автострахования – обязательной.

Это обозначает, что страховые компании не имеют права вносить свои какие-то коррективы в содержание страхового соглашения.

Особенно это касается условий страхования и невозможности отказа компаниями в оформлении такого договора (ст. 445 ГК РФ). Если гражданин к ним обратился с соответствующим заявлением.

Все автостраховые споры рассматриваются двумя видами судов:

  1. Судебные инстанции общей юрисдикции.
  2. Арбитражные судебные инстанции.

Первыми принимаются все иски и дела, которые следовало бы решать по физическим лицам – гражданам, являющимися автовладельцами или водителями, которые попали в ДТП и не согласны с назначенными им выплатами, а также имеют иные претензии к страховым компаниям.

Второй судебный орган решает и принимает все иски от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Очень интересное слово «РАСХОДЫ». Что это?

Согласно Налоговому кодексу РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Опачки!

Читаем дальше, а вдруг нам показалось и Конституционный суд случайно употребил слово расходы?

Возврат средств по регрессу

Любая страховая компания постарается возместить понесенные убытки. Для этого она предъявляет претензии к пострадавшему гражданину. Право по регрессу определяет статья 14 закона об ОСАГО.

Согласно этой статьи, судебная практика применяется, если водитель:

  • в момент аварии находился в нетрезвом состоянии;
  • намеренно причинил вред своему здоровью или ТС;
  • не имеет прав или был ранее их лишен;
  • управлял автомобилем «не своей» категории;
  • скрылся с места аварии;
  • не был вписан в страховку.

Но ведь теперь есть ремонт по ОСАГО вместо выплаты деньгами! Ура?

Некачественное выполнение работ на СТО, рекомендованном страховой компанией, может облагаться штрафом и неустойкой. Об этом говорит статья 16.1 ФЗ об ОСАГО.

Размер штрафа составит до 50% от расхождений между суммой, установленной в судебном порядке, и компенсацией назначенной у страховщика. В период повторного ремонта организация выдавшая полис ОСАГО будет уплачивать неустойку автовладельцу в размере 1% от каждого дня нахождения транспортного средства на реставрации.

При обращении в суд потерпевшая сторона может не только решить проблему как вернуть деньги, потраченные на экспертизу, но и получить существенную выплату за причинение морального вреда.

Лично я сильно сомневаюсь, что старые машины страховщики захотят ремонтировать новыми запасными частями, они ведь не благотворительная организация.

ДТП без ОСАГО у виновника, если у пострадавшего КАСКО

Если гражданин, понесший вследствие аварии ущерб, имеет КАСКО, ему не следует соглашаться на решение проблемы без привлечения ГИБДД.

Такое поведение может привести в дальнейшем к отказу страховой компании возмещения понесенных трат в связи с последующими авариями, если в ходе проведения экспертизы выяснится, что авто имело повреждения от ранее понесенного ДТП.

Таким образом, единственной правильной моделью поведения пострадавшего с КАСКО с наличием или без полиса ОСАГО у виновного является вызов на место ДТП инспекторов ГИБДД.