Бампер или жизнь: почему происходят повторные ДТП

Среди основных причин смерти населения не только в России, но и других стран, есть сразу несколько факторов. И одним из них являются дорожно-транспортные происшествия. Так, если 5% населения умирают от старости, то 1% от ДТП.

Какую дистанцию нужно держать по ПДД

В ПДД нет точного указания касательно того, какое расстояние должно быть между автомобилями. Это объясняется тем, что оно зависит от множества факторов, включая погодные условия, качество дорожного полотна, технические характеристики транспортного средства, скорость движения и т.д.

Исключением из данного правила являются участки дорог, на которых размещен дорожный знак , ограничивающий минимальную дистанцию.

Какую дистанцию нужно держать по ПДД

Однако несмотря на отсутствие точных ограничений, в ПДД указано, что промежуток между автомобилями должен защитить их от столкновения. Так, на светофоре автомобили не должны быть прижаты друг другу, поскольку это может привести не только к ДТП, но и закипанию мотора.

Оптимальным станет расстояние, которое позволит без проблем объехать ТС в случае резкого торможения одного из впереди движущихся автомобилей.

Так перед светофором рекомендовано выдерживать расстояние в 2-3 метра.

Какую дистанцию нужно держать по ПДД

Однако стоит учитывать, что промежуток должен быть увеличен до 10 м в случае снега, дождя или гололеда, поскольку при таких погодных условиях тормозной путь транспорта удлиняется.

Причины нарушения дистанции для оформления наказания

Держаться на безопасном расстоянии от других машин автомобилистам предписывает пункт ПДД:

Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Но оштрафовать именно за это нарушение не так просто. Ведь измерить на ходу расстояние между автомобилями не удастся. Особенно при интенсивном движении.

Несоблюдение дистанции может означать неоправданно быструю езду, то есть нарушение еще и пункта 10.1 ПДД:

Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

В этом случае обнаружить и доказать пренебрежение законом проще.

Но чаще штрафуют за несоблюдение дистанции, если из-за этого произошла авария. ДТП расследуется, устанавливаются его причины. Если выяснится, что один из автомобилей двигался недопустимо близко к другому, его водителя могут назвать виновным. А штраф он заплатит в любом случае, даже если признан потерпевшим.

Для наказания за несоблюдение дистанции при ДТП должно присутствовать еще одно условие: все участники происшествия в тот момент находились в движении. Если произошел наезд на стоящий автомобиль, применяется другая статья закона.

Накажут за игнорирование интервала, если водитель не учел:

  • особенности своего транспорта, способные повлиять на быстроту торможения в экстренной ситуации (мощность, габариты, качество резины, массу и др.);
  • дорожные и погодные условия, которые требуют увеличить безопасное расстояние между ТС (плохую видимость, гололед, снегопад);
  • интенсивность движения;
  • наличие или отсутствие груза.

Эти факторы влияют на длину тормозного пути, то есть могут стать решающими в опасной ситуации. Тяжелый грузовик останавливается медленнее легкового автомобиля. Поэтому величина безопасной дистанции для них разная. И при схожих обстоятельствах ДТП за одно и то же расстояние между участниками водителя грузовика могут оштрафовать, а автомобилиста на «легковушке» счесть законопослушным.

Соотношение: количество смертей на дорогах на тысяч человек

Это наиболее удобная цифра для сравнения смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в мире, но она не является абсолютно точной.

Соотношение: количество смертей на дорогах на тысяч человек

Она была получена с помощью модели, разработанной ВОЗ для обработки данных, полученных из разных стран. Эта модель работает с переменными величинами, что позволяет учитывать такие факты, как замалчивание дорожно-транспортных происшествий в некоторых странах, разные принципы подачи информации и разницу в определениях.

Читайте также:  Законны ли 2 штрафа с камер за езду по полосе автобуса в один день

Более подробно об использованной ВТО методологии для создания статистических моделей можно узнать из статистических приложений: _injury_prevention/road_safety_status/country_profiles/en/

Соотношение: количество смертей на дорогах на тысяч человек

Здесь можно узнать о методологии, используемой ВОЗ для сбора информации: _injury_prevention/road_safety_status/methodology/en/

Соотношение: количество смертей на дорогах на тысяч человек

Кто виноват: превышающий или создавший помеху?

Итак, обратимся сначала к ПДД и… не найдём здесь, конечно же, прямого ответа на наш вопрос. Есть множество пунктов, предписывающих уступать дорогу:

  • при повороте налево на перекрёстке встречному транспорту,
  • при проезде под знак «морковь» или «стоп»,
  • при развороте встречным и попутным,
  • при движении на стрелку светофора, горящую одновременно с красным,
  • при перестроении,
  • и так далее.

Юридической грамотности ради, давайте взглянем в пункт 1.2 ПДД и поймём, что из комбинации определений терминов «уступить дорогу» и «преимущество» нам нельзя вынудить изменить траекторию или скорость движения того, кто имеет по отношению к нам преимущество.

Но есть всё же в Правилах ещё один пункт, который многие автолюбители считают универсальным – 10.1. Он предписывает вести автомобиль не только со скоростью, не превышающей разрешённую, но и с такой, который бы позволила избежать столкновения в случае внезапного возникновения опасности на дороге, а также с учётом погодных и иных условий.

Таким образом, получаем, что при прочих равных условиях виноваты оба водителя: и тот, кто создал помеху, и тот, кто ехал слишком быстро. Но не всё так просто! Потому что инспектор ГИБДД, приехавший на такое ДТП, с большой долей вероятности «завиноватит» именно того, кто создал помеху. Обоснование здесь простое: какая разница, с какой скоростью двигался другой участник – ведь ваше нарушение привело к происшествию.

И, казалось бы, это слишком очевидно. И потому что-то здесь не так, но что?!

Вас также заинтересует:

  • Какой штраф за неработающий ABS и горящую лампочку для легковых и грузовых автомобилей?
  • Как правильно водители обязаны пропускать пешеходов на переходе по новым правилам?
  • Не включил поворотник – можно ли стать виновным в ДТП по этой причине?

Что говорят страховщики

«В ПДД сейчас написано, что при ДТП обязательно нужно включить аварийный световой сигнал, выставить на проезжую часть треугольник и надеть жилет. Эти действия помогут минимизировать риски повторных ДТП. К сожалению, сама процедура оформления европротокола обязывает участников находиться на месте ДТП. Вы сначала фотографируете общий вид, потом съезжаете на обочину и дальше всё заполняете. Порядок установлен нормативными правовыми актами, документы о ДТП должны быть оформлены на месте происшествия, особенно в случае европротокола. Мы допускаем, что можно освободить проезжую часть, так как создается препятствие движению. Но, согласно нормативным документам, мы сначала фотографируем всё на месте ДТП, а потом уже съезжаем на обочину и снимаем повреждения более детально», — рассказал заместитель начальника управления методологии урегулирования убытков РСА Андрей Маклецов.

Среднестатистическое ДТП

Проанализировав статистику, мы нарисовали картину типичного российского ДТП.

Август, субботний вечер, Новосибирск. Среднестатистический 39-летний россиянин Александр едет по городу на своем Солярисе. Он не первый год за рулем — стаж вождения 7 лет. Но, проезжая очередной перекресток, Александр не замечает знака «Уступи дорогу» и врезается в Киа Рио. Пострадавших нет, а повреждения у машин несерьезные: у Соляриса разбита фара и бампер, у Рио погнулось крыло. Александр и владелец пострадавшего автомобиля оформляют аварию по европротоколу и разъезжаются. Занавес.

Ну и что? 

Что изменилось в ОСАГО с мая 2019 года. И что точно изменится осенью

Иные виды ДТП

Как мы писали выше, видов дорожно-транспортных происшествий есть огромное множество.

Опрокидывание

Основная причина — плохая теоретическая и практическая подготовка. Причины опрокидывания:

  • не снижение скорости при заезде двумя правыми колесами на грунтовую или скользкую обочину;
  • торможение на спуске при движении на большой скорости;
  • неумение выйти из заноса на обледенелой трассе;
  • торможение двигателем на большой скорости;
  • езда по уклонам и спускам с выключенной КПП.
Читайте также:  Знак 5.21 "Жилая зона": что нужно знать водителю?

Как правило, все эти моменты рассматриваются на курсах водителей, однако владельцы авто не до конца понимают всю опасность пренебрежения полученными знаниями.

Наезды на препятствия

Препятствием в данном случае может считаться все, что угодно, от искусственной неровности (лежачего полицейского) до элементов ограждения скоростной магистрали. Также помехой считается любое ТС со включенной аварийкой.

Например, если водитель попытается проехать лежачего полицейского на большой скорости, огромная нагрузка придется на подвеску. Последствия из-за данной причины могут быть непредсказуемые: уход в занос, вырванный задний мост, опрокидывание.

Иные виды ДТП

Столкновения с элементами ограждения мостов или скоростных магистралей происходят из-за неправильного маневрирования, превышения скорости, несоблюдения требований знаков.

Наезды на животных

Обычно на участках дороги, проходящей через леса или заповедники, имеются знаки «Осторожно, дикие звери». Здесь нужно придерживаться низкой скорости и внимательно смотреть на дорогу.

В городе чаще всего под колеса попадают бродячие кошки и собаки. Некоторые водители стараются резко затормозить или объехать их, однако это приводит к еще более плачевным последствиям. Сзади едущие автомобилисты не успевают затормозить и происходит заднее столкновение.

Столкновения с велосипедистами

Согласно ПДД велосипедисты должны передвигаться по крайней правой полосе, не далее метра от они должны выполнять все требования дорожных знаков, чего, к сожалению, не выполняют.

Результаты ДТП с участием велосипедистов плачевны: в отличие от водителя, велосипедист защищен только шлемом. Так что переломы конечностей — не самый страшный вариант.

     Общие положения

4.1 Владельцы автомобильных дорог учитывают дорожно-транспортные происшествия (далее ДТП), совершенные на автомобильных дорогах общего пользования (далее — дороги), улицах и дорогах городов и сельских поселений (далее — улицы), находящихся в их ведении. Учет осуществляют для изучения причин и условий возникновения ДТП и принятия мер по устранению этих причин и условий.

Учет и анализ ДТП на УДС проводят в целях:

— оценки общего состояния аварийности и тенденций ее изменения;

— изучения и устранения причин дорожно-транспортных происшествий;

— выявления мест концентрации ДТП*;

________________

* Изменением, утвержденным Распоряжением Росавтодора от N 105-р, по всему тексту документа: слова "участок концентрации ДТП" заменены словами "место концентрации ДТП", слова "на участках концентрации ДТП" заменены словами "на аварийно-опасных участках" с учетом изменения слов по падежам, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя баз данных.

— разработки и осуществления эффективных управленческих решений и мер по повышению безопасности движения на аварийно-опасных участках;

— оценки изменения показателей аварийности в результате реализации мер по повышению безопасности дорожного движения.

4.2 При проведении учета ДТП необходимо обеспечить:

— достоверность и оперативность получения данных о ДТП;

— своевременное обобщение и анализ сведений о ДТП.

4.3 Учет и анализ данных о ДТП, а также работы по обеспечению безопасности дорожного движения должны проводиться владельцами автомобильных дорог общего пользования федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения, владельцами частных автомобильных дорог, а также балансодержателями улиц и дорог городов и сельских поселений.

4.4 Для обеспечения достоверности данных вносимых в автоматизированные системы учета, сбора и анализа сведений о ДТП органов внутренних дел Российской Федерации владельцы автомобильных дорог направляют в подразделения Госавтоинспекции на региональном уровне не реже одного раза в год перечень дорог, находящихся в их ведении, по форме приведенной в Приложении К, соответственно в случае внесения в перечень изменений — не позднее чем в течение месяца с момента их внесения.

4.5 Владельцы автомобильных дорог участвуют в специальных проверках по установлению влияния дорожных условий на обстоятельства, которые могли способствовать либо сопутствовать возникновению ДТП при включении их уполномоченных представителей в состав комиссии, назначаемой соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на основании предложений и при участии подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне.

4.6 На основе результатов анализа ДТП владельцы автомобильных дорог принимают меры по устранению недостатков транспортно-эксплуатационного состояния в местах совершения ДТП (Приложение Г), разрабатывают планы дорожных работ и целевые программы по повышению безопасности дорожного движения, а также осуществляют необходимые для обеспечения безопасности движения виды дорожных работ по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Читайте также:  Гост разметка дорожная 2021 правила нанесения

Характеристика системы водитель – автомобиль — дорога — среда

Набезопасность дорожного движенияоказывает влияние множество факторов:как объективных (конструктивные параметрыи состояние дороги, интенсивностьдвижения транспортных средств ипешеходов, обустройство дорог сооружениямии средствами регулирования, время года,часы суток), так и субъективных (состояниеводителей и пешеходов, нарушение имиустановленных правил).

Рис.1.6. Роль факторов риска и их сочетанийв возникновении ДТП

Такимобразом, на дорогах существует сложнаядинамическая система, включающая в себясовокупность элементов человек,автомобиль, дорога, функционирующихв определенной среде.

Этиэлементы единой дорожно-транспортнойсистемы находятся в определенныхотношениях и связях друг с другом иобразуют целостность. Они формируютфакторы риска, которые могут привестик ДТП.

С точки зрения безопасностидорожного движения интерес для системногоизучения представляют как сами факторыриска, так и их различные сочетания, аименно:

  • человек — автомобиль;
  • автомобиль — дорога;
  • дорога — человек.

Нарис. 1.

6 представлена роль различныхфакторов как причин ДТП: в 57 % случаевглавная причина ДТП — ошибка человека;в 27 % случаев причиной ДТП являетсяпроблема взаимодействия человека идороги; в 6 % случаев причиной ДТП являетсяпроблема взаимодействия человека иавтомобиля; в 3 % случаев причиной ДТПявляется проблема многостороннеговзаимодействия человека, автомобиля идороги.

Дляпланирования мероприятий по снижениювлияния факторов аварийности, преждевсего, необходим их детальный анализ.

Степеньизученности влияния сочетаний факторовриска ДТП в настоящее время и результатымировых исследований приведены в табл.1.1.

Всеразнообразие мер, применимых в качествеосновных инструментов для повышениябезопасности дорожного движения, можноподразделить по основным факторам рискаДТП на три группы:

повышениебезопасности поведения участниковдорожного движения (фактор «человек»)- предназначены для проведения мероприятийв рамках воспитательной, образовательной,законотворческой, политической,общественной деятельности, нацеленнойна формирование безопасной моделиповедения участников дорожного движения,посредством воспитания желательногои корректировки нежелательного поведения,а также для деятельности дорожныхорганизаций в рамках аудита безопасности;

Характеристика системы водитель – автомобиль — дорога — среда

Таблица1.1

Факторы, влияющие на вероятность возникновения дтп

Сочетание факторов риска (удельный вес в содействии возникновению ДТП) Отрасль — руководитель исследований Степень изученности Результат
Человек — автомобиль (6 %) Автомобилестроительная Активные исследования с высокой степенью изученности Стандарты безопасности, правила и руководства по технической эксплуатации транспортных средств
Автомобиль — дорога(1 %) Автомобилестроительная; дорожная То же Стандарты безопасности, правила дорожного движения, нормы дорожного проектирования
Дорога — человек (27 %) Дорожная, с привлечением специалистов других отраслей, например, психологов, социологов Стадия сбора информации и теоретических обоснований Отсутствие норм и стандартов
  • повышение безопасности транспортных средств (фактор «автомобиль») — предназначены для проведения мероприятий в рамках деятельности, направленной на повышение надежности и безопасности, как самих транспортных средств, так и их эксплуатации;
  • повышение безопасности дорожной инфраструктуры (фактор «дорога») — предназначены для проведения мероприятий в рамках деятельности, связанной с планированием, проектированием, строительством, содержанием и эксплуатацией, как отдельных объектов дорожной инфраструктуры, так и целых сетей.

Следуетотметить, что среди приведенныхинструментов, реализуемых через различныемероприятия, нет единственного ирадикального средства для повышениябезопасности дорожного движения.

Высокийуровень безопасности дорожного движенияобеспечивается посредством:

сотрудничестваи единства цели для всех институтов,служб и организаций, имеющих отношениек проблеме безопасности дорожногодвижения;

программированиядеятельности в порядке правильнорасставленных приоритетов, когда решениепервой проблемы снижает остроту следующейпроблемы, намеченной для решения;

планомерностии системности проведения мероприятий;

реализациимер, имеющих потенциал экономическойокупаемости общественных средств,направляемых на проведение мероприятийпо повышению безопасности дорожногодвижения;

проведенияпоследующего мониторинга для анализарезультативности мероприятий ииспользования приобретенного опытапри планировании последующей деятельности;

оптимизациирешения главной задачи любойтранспортно-дорожной сети — обеспечениятранспортных операций с минимальнымизатратами для общества и безопасностьювыполнения этих операций.

Понятие дистанции между автомобилями

В правилах дорожного движения указано, что водитель обязан соблюдать дистанцию с автомобилями, которые движутся спереди и сбоку. Водитель должен уметь не только определять необходимое расстояние, но и уметь спрогнозировать такие случайности, как экстренная остановка впереди идущего транспорта.

Какие факторы влияют на размеры дистанции?

На определение необходимой дистанции влияют различные факторы:

  • Состояние полотна дороги (наличие ям и трещин, гравиевое или асфальтовое покрытие);
  • Скоростной режим на автотрассе;
  • Стаж вождения (опытные водители могут определить новичка на дороге);
  • Качество автомобиля, его характеристики;
  • Погодные условия;
  • Освещённость.

Как видно, водителю нужно учитывать множество тонкостей во время поездки. На первый взгляд это кажется трудным, но на деле с опытом приходит способность к оценке и прогнозированию ситуации на дороге.