3 законных способа уменьшения лошадиных сил в ПТС

Сумма обязательного сбора за владение автомобилем зависит от многих факторов, следовательно, есть способы ее сократить. Важно сделать все не только с выгодой, но и по закону, иначе собственник ТС понесет еще большие расходы. О том, как уменьшить транспортный налог, читайте далее в статье.

Что такое транспортный налог

Транспортный налог – это ежегодный прямой сбор с населения в пользу бюджета РФ, который назначается каждому владельцу автотранспортного средства, обладающего мощностью силового агрегата более чем 70 л. с. Налоговая ставка на автомобили сильно меняется в геометрической прогрессии с ростом количества лошадей в моторном отсеке, и на примере Москвы (а в каждом регионе ставка назначается разная, в зависимости от экономических показателей внутри субъекта федерации) данные цифры составляют (по состоянию на июль 2018 года):

Но далеко не каждый любитель горит желанием расставаться просто так с такими суммами каждый год.

Перевозка инвалидов как способ не платить налог

Методика расчёта

Региональный сбор на движимое имущество регулируется положениями статьи 28 НК РФ. Перечислять в бюджет налог обязан человек или организация, на чьё имя зарегистрирована техника. При этом неважно, каким образом используется транспортное средство и степень исправности. При регистрации машины в ГИБДД данные на владельца автоматически отсылаются в фискальные органы, которые проводят расчёты по формуле:

Транспортный налог = Ставка х База х (месяцы владения / 12) х Корректирующий коэффициент

Каждый российский регион самостоятельно устанавливает тарифы и льготы, поэтому для одной и той же модели автомобиля в разных муниципальных образованиях сумма сбора будет отличаться. Это даёт населению первую возможность, как снизить или не платить транспортный налог законно.

База обложения, к которой применяется ставка — мощность двигателя, измеряемая в лошадиных силах, точное значение для конкретного автомобиля указано в регистрационном документе.

Если машина поставлена или снята с учёта в середине года, то транспортный платёж рассчитают пропорционально времени владения. Например, регистрация в ГИБДД проведена , тогда для целей налогообложения количество полных месяцев в собственности составляет 9.

Для легковых автомобилей стоимостью свыше 3 млн р. предусмотрено увеличение суммы транспортного сбора в зависимости от цены и времени выпуска. Так, для машины производства не более 20 лет назад, купленной за 16 млн р., налог повысится в 3 раза. Кроме того, при расчёте учитываются предоставленные законодательством льготы для различных категорий движимого имущества или физических лиц.

Юридические организации самостоятельно определяют сумму транспортного налога, сдают декларации и уплачивают авансовые взносы.

Методика расчёта

За физлиц вычисления производят органы ФНС и высылают уведомление с указанием:

  • суммы и порядка определения сбора за текущий период;
  • перерасчёта за прошедшие годы (не более 3);
  • реквизитов для оплаты (в виде квитанции).

Если гражданин не согласен с данными ФНС по транспортному налогу, он имеет право выслать возражение с обоснованием собственных показателей. К бланку заявления прилагаются копии подтверждающих документов. Проверить, насколько правильно инспекция рассчитала транспортный налог, можно с помощью калькулятора на специализированных интернет-ресурсах.

ФНС обязана соблюдать порядок выдачи платёжного уведомления:

  • выслать документ заказным письмом или через личный кабинет на сайте ФНС не позднее, чем за месяц до граничного срока перечисления;
  • безошибочно определить сумму;
  • форма бланка должна быть утверждена приказом.

С 2017 года при нарушениях, допущенных ФНС при оформлении и рассылке уведомлений, ответственность переложили на владельцев. Теперь предположение, что в этих случаях транспортный налог можно не платить, — ошибочно. Необходимо проинформировать инспекцию о том, что квитанция не получена или содержит неточности, а также перечислить сбор в бюджет. Сумму можно узнать через интернет-сервисы по личному ИНН.

Конечная дата оплаты транспортного налога в бюджет — 1 декабря следующего года.

Регистрация автомобиля на родственника

Некоторые стараются зарегистрировать автомобиль на родственника, имеющего льготы.

Например, в Москве существуют категории граждан, которые могут не платить транспортный налог. Это герои России и СССР, инвалиды 1-2 групп, полные кавалеры Ордена Славы, ветераны Великой Отечественной Войны и боевых действий, жертвы радиационных катастроф. В некоторые обозначенные категории граждан попадают не только старики, но и люди любых возрастов, успевшие достигнуть описанных заслуг. На льготы могут претендовать многодетные семьи, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, а также один из опекунов инвалида с детства, признанного судом недееспособным. Правда, льготы по транспортному налогу предоставляются только в том случае, если мощность двигателя автомобиля на превышает 200 л. с.

В других городах списки льготников могут быть другими, как и предлагаемые им налоговые послабления.

Факторы, влияющие на величину транспортного налога

Чтобы рассчитать налог на транспортное средство, нужно учитывать следующие показатели:

  1. Мощность двигателя (показатель вырабатываемой двигателем энергии в единицу времени).
  2. Время владения транспортом налогоплательщика (используется при расчете в случае владения автомобилем менее года).
  3. Регион регистрации автотранспорта.
  4. Цена автомобиля (при стоимости автотранспорта свыше 3 миллионов рублей используется коэффициент на повышение базовой ставки).
  5. Год выпуска, возраст автотранспорта.

Транспортный налог вычисляется по формуле: «Региональная налоговая ставка» х «Мощность двигателя»

Факторы, влияющие на величину транспортного налога

Если с момента регистрации транспорта прошло менее года, расчет производится по формуле: «Региональная налоговая ставка» х «Мощность двигателя» х «кол-во месяцев с момента регистрации»/12.

Налоговая ставка устанавливается для каждого региона индивидуально. В большинстве регионов действует следующая схема: если возраст автомобиля свыше 5 лет, используется повышающий коэффициент.

Что такое транспортный налог и почему его хотят отменить?

Депутат Госдумы Андрей Барышев внёс в нижнюю палату парламента законопроект, предполагающий отмену транспортного налога с 2021 года. Документ уже опубликован в электронной базе Госдумы и вызвал ожесточённые споры между сторонниками и противниками этой меры. В пояснительной записке к законопроекту написано, что полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведёт к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране.

Деньги есть, машин нет. В России ждут дефицита автомобилей и резкого подорожания

Если обратиться к сайту ФНС России, то можно обнаружить, что транспортным налогом облагаются «автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации».

То есть всё, что ездит, летает, плавает по воде. Исключения составляют лишь некоторые категории транспортных средств, приобретение которых связано с особыми обстоятельствами как по месту производства техники, так и по социальному статусу владельца. В законопроекте депутата Барышева содержится очевидное для всех решение — заместить расчёт транспортного налога повышением цен на топливо. Представители автомобильной индустрии, промышленности и бизнеса отмечают, что такое уже было несколько лет назад и кончилось для автовладельцев не совсем хорошо. Автогонщик и основатель портала Артём Потехин напомнил, что несколько лет назад в рамках аналогичной инициативы цены на топливо подняли, а про налог, который должны были отменить через год после повышения акцизов, просто забыли.

Не исключено, что сейчас нас может ожидать подобное решение. Мы можем получить просто ещё одно повышение акциза. Плюс к этому может случиться так, что мы увидим трансформацию налога, которую отвяжут от лошадиных сил и привяжут, например, к возрасту автомобиля. Чтобы отменить транспортный налог, законодателям нужно придумать, чем его заместить, предложив более адекватную и прозрачную схему населению. При этом желательно увеличить сборы в казну, а не уменьшить, иначе это не имеет никакого смысла

Артём Потехин

Автогонщик и основатель портала

Основные изменения в транспортном налоге на год

В августе 2020 в Госдуму внесли законопроект, предусматривающий полную отмену транспортного налога. Ранее планировалось освободить от уплаты собственников российских маломощных машин. На сегодня за физическими и юридическими лицами сохраняется обязанность уплаты налога.

Произошедшие на законодательном уровне изменения, касающиеся только юрлиц:

  1. Отмена деклараций по транспортному налогу. Из ФНС РФ будет приходить извещение (по аналогии с квитанцией для физлиц). Штрафа за несданную по итогам 2020 декларацию не будет.
  2. Обязательная подача заявления на предоставления льгот (раньше имеющиеся основания отражались в декларации). Потребуется приложить комплект подтверждающих документов.

Предусмотрено также изменения, касающиеся всех плательщиков налога:

  • с 2021 объектом налогообложения стали моторные лодки мощность 5 и менее л. с.;
  • расширен список дорогих машин, в отношении которых применяется повышающий коэффициент.

Региональные власти наделили следующими правами:

  1. предоставлять льготы по уплате налога;
  2. изменять сроки и порядок уплаты для юрлиц;
  3. изменять ставки налога в большую и меньшую сторону (но не более, чем в 10 раз).

Как уменьшить сумму сбора?

Для того чтобы существенно уменьшить сумму транспортного налога, можно воспользоваться некоторыми способами, не нарушая закон и следуя такому алгоритму действий:

  • тщательная проверка всей имеющейся документации на автотранспортное средство. Некоторые автовладельцы и не подозревают о том, что в документах на машину могут быть разного рода опечатки, которые могут значительно повлиять на сумму налогового сбора, а следовательно, уменьшить его. Даже приобретая машину у официального дилера, стоит потратить незначительное количество времени на перепроверку необходимых бумаг. Особого внимания требуют документы на автомобиль, приобретенный в кредит;
  • понижение мощности автомобиля. Для того чтобы узнать количество лошадиных сил автотранспортного средства, необходимо проверить технический паспорт автомобиля. Понижение всего на 20 единиц мощности позволит существенно уменьшить сумму взноса за транспортный налог;
  • льготы. Благодаря этому методу возможно обойтись без затрат на понижение мощности ТС и уменьшить налог.

Далее в статье рассмотрим наиболее популярные и законные способы, позволяющие уменьшить существующий налог.

При использовании системы Платона

Платон – это система налогообложения, при которой владельцы грузовых машин могут уменьшать сумму транспортного налога за счет возмещения вреда, который был нанесен дорогам общего и международного значения. Проще говоря, это компенсация за нанесенный ущерб дорогам, по которым осуществляют движение грузовой вид транспорта. Платон содержит информацию обо всех грузовых автотранспортных средствах и призван улучшать состояние дорог и уменьшать налогообложение.

Для того чтобы уменьшить транспортный налог за счет использования системы Платон, необходимо зарегистрироваться на специализированном сервисе, создать личный кабинет. Далее вносятся технические характеристики автотранспортного средства. Система оплаты транспортного налога – аванс. Средства зачисляются на личный счет владельца автомобиля и затем в исходный период, списывается заранее просчитанная сумма.

Изменение мощности двигателя авто

Для того чтобы уменьшить количество лошадиных сил в транспортном средстве, возможно использовать следующие методы:

  • снятие специальной турбины в механизме;
  • полная перепрошивка электроники ТС также позволит уменьшить налог;
  • дефорсирование впрыска.

Все вышеперечисленные методы обязаны быть выполнены только лишь у официального дилера, где приобреталось автотранспортное средство. В противном случае это грозит поломкой одной или нескольких деталей автомобиля.

Законно ли использовать транзитные номера?

Использование транзитных номеров – еще один из способов снизить сумму транспортного налога. В данном случае автомобиль снимается с учета и выдаются специальные транзитные номера. При этом налогообложение отменяется автоматически. Однако существенный минус данного способа в том, что автовладельца могут донимать расспросами дорожные и патрульные службы в городе, т. к. в полной мере такой метод неправомерен. Кроме того, официально транзит может выдаваться на срок не более чем 20 календарных дней. По истечению срока процедуру следует повторить.

Постановка автомобиля на учет в другом регионе

Регистрация транспортного средства в другом городе с целью уменьшения транспортного налога практикуется относительно недавно. Данный способ не способен существенно уменьшить сумму транспортного налогообложения. Кроме того, список и сумма налога соседних регионов не находится в сети, так что узнать на сколько возможно сэкономить при данном методе невозможно. Постановка автомобиля на учет невозможна при отсутствии доверенности на транспортное средство.

При получении льгот

Получить льготы для оплаты транспортного налога и уменьшить его возможно следующим категориям лиц:

  • автовладельцы, чье ТС находится в угоне;
  • водители, которые имеют ручное управление на автомобиле;
  • граждане, у которых транспортное средство имеет мощность 70 единиц;
  • кавалеры ордена Славы;
  • сотрудники федеральных служб и т. д.

Для получения льгот необходимо оформить соответствующий пакет документов, который подается в территориальный налоговый орган.

Агрегатное дефорсирование

Если конструктивные особенности вашего ДВС это предусматривают, то для уменьшения количества ЛС агрегат можно дефорсировать. Дефорсирование заключается в технической модификации двигателя по предусмотренной производителем схеме.

Вообще, сама по себе такая процедура весьма показана мощным автомобилям т. к. она позволяет значительно повысить износостойкость и другие важные параметры. Ну это если вы не увлекаетесь гонками, конечно.

Естественно что, как и в прежнем случае, такой операцией должны заниматься сертифицированные мастерские, производящие изменения в строгом соответствии с законом РФ и способные выдавать имеющие юридическую силу заключения.

Те же требования по соответствию ДВС модельному ряду и разрешенным производителем заменам. А еще такая операция на законных основаниях может быть проведена только если авто состоит на регистрационном учете в ГИБДД.

Само дефорсирование проводится по несколько другой схеме, нежели в прежних вариантах:

  • Сразу нужно сделать письменный запрос в ГИБДД по поводу разрешения дефорсирования и предоставить весь пакет автомобильной документации, включая гражданский паспорт и квитанцию об уплате пошлины, ну и сам автомобиль, разумеется;
  • Все документы, технические данные и авто будут тщательно проверены (согласно Приказу № 1240 МВД РФ) на предмет юридического и конструктивного соответствия и на основании положительного заключения (которое могут и не дать) вам выпишут разрешение на конструктивное переоборудование ДВС, к чему дефорсирование и относится.
  • С этим разрешением автовладелец должен обратиться в какое-либо учреждение по технической экспертизе, где дадут заключение о принципиальной возможности планируемых изменений;
  • И уже с этими двумя бумагами обращаются в сертифицированную мастерскую, где специалисты проводят дефорсирование и выдают свое заключение о проведенных работах;
  • Этот пакет документации и автомобиль предоставляется какому-либо аккредитованному оператору техосмотра для осмотра и получения обновленной диагностической карты;
  • И только после этого опять нужно обратиться в ГИБДД для проверки всех произведенных действий и утверждения изменений в мощности мотора;
  • Последним пунктом, как обычно, контролируется изменение вашего налогового тарифа.

Уменьшает ли налог на прибыль выплату по автомобилю

Помимо сбора за владение ТС собственники обязаны еще и делиться с государством частью заработанных средств. Но не совсем понятно, уменьшает ли транспортный налог налог на прибыль. Такая возможность законом действительно предоставляется. Автовладелец не должен платить налог на ту сумму, которая взята в качестве сбора за имеющийся у него транспорт. Из общей прибыли ее вычитают. И с оставшейся суммы уплачивают налог на нее.

Схема действует и в случае, когда транспортный сбор начислили, но взяли не полностью, благодаря регистрации в системе «Платон».

Но здесь из общей прибыли вычитают только сумму, внесенную в региональный бюджет. Если «Платон» получил столько же, сколько следовало заплатить в качестве транспортного сбора, то льготы на налог на прибыль не будет.

Понятнее это смотрится на примерах:

  • Если начислен транспортный сбор 10 тыс. р., «Платону» отдано 5 тыс. р., то в региональный бюджет останется внести 5 тыс. р. Это и есть плата за владение автомобилем. При прибыли в 100 тыс. р. налог на нее возьмут с 95 тыс. р. (100-5= 95).
  • При начисленном сборе на ТС в 10 тыс. р., уплате «Платону» той же суммы первое обязательство отменяется. То есть региональный бюджет не получит ничего. И при доходе в 100 тыс. р. налог на прибыль начисляется с этой же суммы (100-0=100).

Рекомендуем прочитать о правилах езды на нерастоможенном автомобиле. Из статьи вы узнаете о том, можно ли ездить на нерастоможенных авто, стоит ли покупать ввезенную машину на запчасти, требованиях России к таможенному оформлению.

А здесь подробнее о том, как проходит процедура утилизации авто в ГИБДД.

ФНС рассчитывает размер сбора за владение машиной на основании имеющихся сведений о ней и собственнике. О том, как уменьшить транспортный налог, последний должен побеспокоиться сам. Но не стоит ради этого обманывать. Попытка будет считаться мошенничеством, за которое полагается штраф.

Налоговые ставки

Ставка зависит от физического показателя, характеризующего то или иное транспортное средство. Для автомобилей таким показателем является мощность двигателя в лошадиных силах, для большинства воздушных судов — паспортная статическая тяга реактивного двигателя, для ряда водных буксируемых ТС — валовая вместимость в регистровых тоннах.

<*> Данное значение ставки действует c начала 2011 года (поправки внесены Федеральным законом от № 307-ФЗ).

У субъектов РФ есть право неограниченно уменьшать ставку для автомобилей с мощностью двигателя менее 150 л.с. Так, для данного вида ТС регионы могут установить ставку, которая, к примеру, в 15 или 20 раз меньше той, что указана в НК РФ.

Субъекты РФ также могут дифференцировать ставки в отношении каждой категории транспортных средств с учетом экологического класса и количества лет, прошедших с года выпуска ТС.